-Назад- | -Содержание- | -Дальше-

1.8 Закон Инь-Ян. Знак Великого предела

Древние врачи рассматривали сложный организм как единое целое, состоящее в единстве и взаимодействии с окружающим миром. Наблюдая за явлениями в Небе, на Земле и в человеческом теле, они старались выявить наиболее общие законы природы и жизни, причины явлений и связи между различными явлениями, объяснить суть происходящего и создать единую картину непрерывно изменяющегося мира.
Они установили, что: 1) изменения на Земле связаны с Луной и Солнцем (первопричина перемен); 2) в природе и человеке имеется естественный ход вещей и явлений, подчиненный Закону Ритма (общий принцип изменения всего сущего); 3) все явления в Небе, на Земле и в человеке связаны между собой и образуют гармонию.
Так устроен мир, частью которого является человек. Существует единая система Земля – Человек – Небо, в которой «тьма вещей» (все сущее, все, что есть в природе) изменяется как «одно-единое» (единое целое).
К такому выводу люди пришли задолго до нашей эры. Они установили также, что: 1) жизнь образована силами тела, духа, Земли и Неба; 2) в теле человека все взаимосвязано и взаимозависимо; 3) на человека влияет все, что его окружает. Последнее означает: человеческий организм находится в постоянной связи с окружающим миром. На него непрерывно влияют силы Земли и Неба.
Способы объяснения. Для объяснения сказанного выше, анализа закономерных изменений, описания состояния организма, его внутренних взаимосвязей и взаимоотношений с окружающим миром существуют таблицы соответствия (таблица 1 и др.), схематические изображения законов (рис. 6, 8, 9, 10), символы, наглядно отражающие суть ключевых идей (рис. 5) и символические изображения (как на рис. 7), заключающие в себе основы теории и практики.
Все это – способы описания сложного, непрерывно изменяющегося мира и человека в этом мире, логическая система объяснения сути природных явлений и принципов восстановления истинной природы тела. Основой этой системы является понятие «Инь-Ян».
Инь-Ян как закон и принцип. Понятие «Инь-Ян» относится к категории «истинная суть вещей и явлений» и означает: закон взаимодействия двух полярных начал, общий принцип изменения всего сущего.
В единой системе Земля – Человек – Небо все подчинено этому закону. В каноне китайской медицины «Хуанди нэйцзин» сказано:
«Закон Инь-Ян - это правило в небесах и на земле, это сущность миллиона разнообразных вещей, это родители всех процессов, это начало и сущность жизни и смерти, источник знания и основа, которой необходимо следовать при лечении».
«В природе и человеке все изменяется так, как взаимодействуют между собой Инь и Ян».
«Любое явление, движение и изменение в основе своей содержит принцип Инь-Ян».
О двух началах всего сущего. Все объекты, процессы и явления можно рассматривать, исходя из концепции двух полярных начал (таблица 1), называемых обобщенно Инь и Ян.
В понятии «Инь-Ян» находит выражение тот простой факт, что все вещи и явления имеют две противоположные, дополняющие друг друга стороны. Примерами этому являются верх и низ, день и ночь, жара и холод, движение и покой и т. д. Верх, день, солнечный свет, жара, огонь и движение имеют Ян-характер, а низ, ночь, дождь, холод, вода, покой – Инь-характер.
Сами по себе Инь или Ян не являются каким-либо феноменом, они являются его взаимосвязанными свойствами, характеристиками. В качестве полярных начал Инь и Ян зависят друг от друга, один не мыслится без другого, не может без него существовать.
Так, без верха не может быть низа, без лета – зимы, без дня – ночи, а без сна – активности.
В «Хуанди нэйцзин» сказано: «Инь и Ян различаются лишь своими названиями. В действительности же они составляют единое целое».
Учение о полярных началах всякой вещи и явления как единого целого является логической основой теории и практики древней медицины, методом, позволяющим восстанавливать гармонию жизненных процессов.

Таблица 1. Система соответствия Инь и Ян

Инь Ян  
Все тяжелое,
имеющее форму,
темное,
холодное,
пассивное,
стремящееся вниз
Все легкое,
бесформенное,
светлое,
горячее,
активное,
стремящееся вверх
полярные качества
вещей и явлений  
вода огонь предельное выражение
полярных качеств
Земля Небо
Земля Небо порождают жизнь и все сущее
Луна Солнце управляют земными переменами
ночь
новолуние
зима
день
полнолуние
лето
противоположные состояния
трех природных циклов
Тело Дух материальная и духовная основы жизни
Тело Ци, Прана телесная форма и Сила Жизни
органы функции органов  
горе, печаль, страх гнев, злость, зависть угнетение и возбуждение
охлаждающие
продукты
согревающие
продукты
по действию на человека
холод, влажность жара, сухость, ветер погодные факторы

Система анализа явлений. Все процессы, происходящие в природе и в человеческом организме, традиционно рассматриваются, исходя из концепции единства и взаимодействия характерных для них пар противоположных по своему свойству и действию начал (сил, свойств, характеристик). Учение об Инь и Ян объясняет взаимоотношения вещей и явлений с позиций движения и изменения, рассматривает процессы в их развитии, описывает наиболее общие закономерности, присущие различным явлениям.
Человек и Вселенная рассматриваются как единое целое, единый комплекс многочисленных соответствий, которые устанавливаются по принципу Инь-Ян. В системе этих воззрений человек является порождением Неба (Ян) и Земли (Инь), на него воздействуют силы Солнца (Ян) и Луны (Инь), он пребывает в состоянии активности (Ян) или сна (Инь), возбуждения (Ян) или печали (Инь).
В природе и в организме человека происходят определенные изменения в течение суток, года, лунного месяца, которые обобщенно называются «то Инь, то Ян». Это непрерывная смена состояний Инь (ночь, зима, новолуние) и Ян (день, лето, полнолуние), изменение активности органов и общего состояния организма. Все это происходит непрерывно и представляет собой Единое Целое, в котором множество процессов изменяется по закону взаимодействия полярных начал:
«Инь порождает Ян, а Ян порождает Инь, вместе они образуют все, что есть под Луной и Солнцем».
В этом утверждении кратко обозначены: 1) принцип взаимодействия Инь и Ян – они порождают друг друга, возникают один из другого, существуют только как единое целое; 2) представления о единстве всего сущего и общем принципе устройства мира и человека.
Знак Великого предела. Чтобы образно и доступно объяснить суть явлений, сложные взаимоотношения между человеком и окружающим миром, отразить периодичность протекающих в организме человека и в природе процессов, целители далекого прошлого использовали символические знаки и изображения. Символика древних представляет собой отражение их представлений о мире и сущности жизни, ее основных законах. Самым распространенным символическим знаком древней медицины является китайская монада, показанная на рисунке 5.

Get Adobe Flash player
Рис. 5. Монада


Монада является графическим изображением закона Инь-Ян – объективного закона единства двух полярных начал. В одном круге, символизирующем единое целое, находятся светлое – Ян, и темное – Инь. Способность к переходу их друг в друга (взаимопорождению) показана точками – «зародышами» одного начала в другом.
Этот символический знак наглядно демонстрирует гармонию, единство, неразделимость единого целого, которому присущи элементы противоположности, их взаимодействия и взаимопроникновения. Круг – символ вечности, бесконечности, непрерывности.
Монада представляет собой образ мира, отражает идею его непрерывного закономерного изменения, показывает «путь развития множества вещей и явлений, единство всего, что есть в природе».
Согласно преданию, этот знак существует 7 тысяч лет и в нем заключены законы природы, жизни, общества, боевых искусств, искусства долголетия, искусства врачевания, суть природной гармонии, все открытые и еще неизвестные тайны мироздания. С давних времен монада использовалась в медитативной практике для постижения сути сложных явлений и основ различных искусств. Кратко о ней говорят:
«Инь и Ян - два начала целого».
«В любом явлении есть Инь и Ян. Они питают, порождают и непрерывно сменяют друг друга».
«То Инь, то Ян. Это и есть Дао - путь развития самых разных вещей и явлений».
«Силы Инь-Ян лежат в основе всего сущего, управляя миром и жизнью человека».
Инь-Ян – это принцип устройства мира и общий закон изменения различных явлений.
Общий закон. Закон Инь-Ян, которому подчинены природные явления и живые существа, не отражает какой-либо конкретный феномен, он является методом и инструментом его познания. Этот метод применяется при исследовании самых разнообразных взаимосвязей, явлений и взаимоотношений. Он позволяет приводить к общему знаменателю разнородные внешние влияния на человека, оценивать их действие на уровне целостного организма, исследовать циклические процессы.
Концепция Инь-Ян лежит в основе объяснения сути явлений и единства всего, что есть в природе, выражает наиболее общие законы жизни (рис. 6, 7), является основой лечебных методов и практики искусства долголетия.

Get Adobe Flash player

Рис. 6 Три природных цикла

ЗСС – зимнее солнцестояние (22 декабря), ЛСС – летнее солнцестояние (22 июня), ВРД – весеннее равноденствие (21 марта), ОРД – осеннее равноденствие (21 сентября).

О сути перемен. В каждом явлении есть 4 фазы изменения Инь и Ян, показанные на рисунке 6. При переходе Инь в Ян, а Ян в Инь имеется два состояния их максимального развития и два состояния равновесия. Общими для многих процессов являются следующие закономерности.
Инь и Ян непрерывно изменяются: если отступает Ян, то увеличивается Инь, а если отступает Инь, то происходит увеличение Ян. Так, если погода изменяется от зимы к лету и становится все теплее – это отступление Инь и нарастание Ян. Похолодание, нарастающее при переходе от лета к зиме – это отступление Ян и увеличение Инь.
Полярные начала развиваются и сохраняют единство лишь во взаимосвязи друг с другом: Ян питает Инь, а Инь питает Ян. Доходя в своем развитии до предела, то или иное начало переходит в свою противоположность: предельное Ян порождает Инь, а предельное Инь порождает Ян. Так день сменяется ночью, а на смену ночи приходит день.
У человека в процессе активного бодрствования (состояние Ян) накапливается усталость (нарастает Инь) и затем наступает сон (предельное Инь). Во время сна силы постепенно восстанавливаются (зарождается Ян) и сон сменяется активностью. Говорят: «Сон – основа бодрости».
В Инь всегда есть начало Ян, а в Ян – начало Инь, они дополняют и порождают друг друга, существуя как целое. Это общее свойство множества процессов.
Естественная гармония жизни. Древняя медицина выделяет многочисленные отношения в природе и в организме человека, соответствующие взаимоотношениям между Инь и Ян, определяет здоровье как «гармоничное равновесие всех Инь и Ян, образующих жизнь».
Понятие «гармоничное равновесие жизненных сил», «естественная гармония жизни» традиционно объясняется в категориях «Инь-Ян», включает представления о единстве человека и природы, о единых законах природы и жизни, среди которых главным является закон Луны и Солнца – Закон Ритма (рис. 6).
В системе этих воззрений гармония – свойство природы и жизни, основа (основной закон) природной и телесной гармонии – Закон Ритма, согласно которому изменяется мир – все сущее под Луной и Солнцем.
В этом мире «множество вещей и явлений изменяется как Инь-Ян». Так в давние времена определяли как глубинную суть жизни, так и суть циклических процессов в природе и человеке. В практике искусства долголетия особое внимание уделяется правилу «следовать Ритму во всем, что делает человек», «учитывать естественный ход вещей и явлений» и это прямо связано с теорией Инь-Ян, с представлениями о естественном пути (Дао) гармоничного развития природных процессов.
Путь Дао. Основоположник даосизма Лао-цзы (VI век до нашей эры) так определял суть Дао и основную возможность продления жизни:
«То Инь, то Ян. Это и есть Дао».
«Совершенномудрый человек опирается на естественный ход событий. Он не делает ничего, что противоречит закону Дао».
Совершенномудрыми в давние времена называли людей, которым удалось постичь глубинные тайны природы и жизни, истинный смысл происходящего, понять суть вещей и явлений, закон Дао.
Закон Дао – это закон единства всего сущего, непрерывно изменяющегося и образующего гармонию, это наиболее общий закон природы и жизни, суть которого отражает монада (рис. 5), наглядно представляет схема трех природных циклов (рис. 6). Дао переводится как Путь и означает: Путь развития множества вещей и явлений, способ (принцип) существования Вселенной.
Дао – это «организующее начало, управляющее потоком перемен», это «беспредельность, порождающая все вещи и явления», это «закон всех законов». Так кратко определяется Дао, которое есть «ничто и все, творящее все вещи» – творческое природное начало, содержащее в себе начала Инь и Ян, создающее из множества вещей порядок и гармонию Единого Целого.

-Назад- | -Содержание- | -Дальше-