6
Курс лекций назывался "Военная история: теория и практика". И хотя название заинтриговывало, на самом деле эти лекции представляли собой несколько расширенный обзор наиболее знаменитых сражений. Предполагалось, что они должны вселить в курсантов уважение к воинским доблестям. Это иногда срабатывало, но в большинстве случаев подростки оставались совершенно равнодушными к боевым заслугам предков. Курс был обязательным, и каждому мальчику надлежало пройти его.
На сегодняшнем уроке истории присутствовали почти все курсанты из взвода сержанта Неффа. Школьный священник рассказывал ребятам о знаменитом гунне Аттиле. Священник Будмэн был высок, худощав, его черные волосы разделял прямой пробор. Он носил церковный воротник и твидовый пиджак. Читая повествования о жизни и подвигах Аттилы, Будмэн проникал за пределы холодных и бесстрастных страниц, заглядывал в душу воинственного гунна. Священник чувствовал, что Аттила был глубоко несчастным человеком, страдальцем, что по-настоящему он не был никем понят. И это роднило его, Будмэна, с великим гунном.
– Этого беднягу, – любил повторять священник, – история интерпретирует, конечно же, неправильно. Вам необходимо уяснить, что Аттила считался среди своих соотечественников справедливым правителем…
Единственным подростком в классе, кто внимательно слушал лектора, был Дэмьен, что явилось неожиданностью даже для него самого, ибо Дэмьен не очень-то жаловал историю. Напротив, он чувствовал какое-то внутреннее сопротивление к этому предмету. Однако за последние несколько месяцев Дэмьен вдруг начал испытывать странное и смутное очарование при мысли о тех, кто жил и умер много-много лет назад.
– Меньше всего Аттила стремился к разрушениям, – продолжал священник, – во всяком случае, по сравнению с другими завоевателями до и после него…
Марк и Тедди, который пристроился с некоторых пор к Торнам, затеяли возню. Марк что-то накарябал на обрывке бумаги, и Тедди еле сдерживался, чтобы не захихикать.
– В самом деле, – рассказывал Будмэн, – ведь Аттила так стремился получить всестороннее образование, что пригласил к своему двору многих ученых римлян…
В этот момент Марк сунул клочок бумаги Дэмьену. Тот глянул на обрывок и, захваченный врасплох, не сумел сдержать смех.
Священник замер на полуслове:
– Кто смеялся? – спросил он.
Дэмьен тотчас вскочил:
– Я, господин священник.
– Подойди сюда и захвати с собой этот листок. – Дэмьен немедленно исполнил приказание.
Марк беспокойно заерзал на стуле, Тедди слегка пихнул его в бок.
– Ну и дела, – прошептал он.
Курсанты с любопытством наблюдали за происходящим.
Будмэн взял в руки клочок бумаги. На нем был нарисован он сам: в высоком церковном воротнике и верхом на коне. Над собой священник держал несколько вражьих голов.
Будмэн похолодел. Получалось, что насмехались даже не над ним, а над его обожаемым Аттилой. И делал это один из самых толковых ребят.
Будмэн скомкал рисунок и выбросил его в мусорную корзину.
– Итак, – произнес он после драматической и, как ему казалось, наводящей страх паузы, – у нас в классе объявился художник. Торн, я, похоже, навожу на вас скуку? Вы, конечно, все знаете о подвигах Аттилы?
Глубоко вздохнув, Дэмьен ответил:
– Кое-что, сэр. – И сам удивился своему ответу.
– Кое-что, да? – повторил священник с тем же сарказмом. – Вот если бы Аттила так же знал всего-навсего "кое-что" о военном деле, мы бы сегодня и имени его не вспомнили. – Он прищурил глаза. – Торн, а вы что-нибудь, кроме своего имени, знаете? Что-нибудь об Аттиле или римлянах?
Дэмьен еще раз глубоко вздохнул:
– Думаю, что да, сэр. – Но он же ничего не знал! Что за чертовщину он вдруг понес?!
В классе зашушукались, обсуждая, что за штуку затеял Дэмьен. Всем было известно, что прямая конфронтация была не в его духе.
– Значит, "думаете, что знаете", – передразнил мальчика священник. Ну что ж, сейчас мы это выясним, не возражаете? Ответьте мне, Торн, какова была численность войска Аттилы, когда тот завоевал Галлию?
– Примерно полмиллиона человек, сэр, – заявил Дэмьен, даже не успев удивиться, откуда в его голове появился ответ. И тут же, как будто со стороны, услышал сам себя: – Но он был разбит Аэцием в битве при Шалоне в 451 году. Он вернулся назад, завоевав Северную Италию, на не дошел до Рима.
Будмэн опешил. Он не ожидал этого. Но класс ждал, и не в его правилах было сдаваться. Придется доводить опрос до конца. В любом случае ответ мальчика напоминал скорее цитату из энциклопедии. Возможно, Торн принадлежал к такому типу учащихся, которые знали все наизусть, такие всегда отвечали, что Америку в 1492 году открыл Колумб, но они не имели представления о том, что искал-то путешественник Индию.
Будмэн решил задать вопрос на сообразительность.
– А почему Аттила не дошел до Рима?
И снова Дэмьен ни на секунду не задумался.
– Считается, что это заслуга папы Льва I, его дипломатии. Но настоящая причина крылась в отсутствии провизии… – Здесь Дэмьен на мгновение заколебался. Будмэну показалось, что мальчик сбился. В сознании Дэмьена тем временем всплыло жуткое видение венерического заболевания, и мальчик пытался подобрать слова, чтобы объяснить это. Наконец он произнес: – И кроме того, армия была подкошена… чумой.
Несколько курсантов уловили суть заминки и захихикали. Дэмьен покраснел.
Священник был взбешен.
– Тихо! – заорал он на курсантов. Затем, опять повернувшись к Дэмьену, решил подловить мальчика на каких-нибудь малоизвестных фактах и покончить, наконец, с этим тягостным инцидентом.
– Когда родился Аттила?
– Это неизвестно, сэр.
– Дата правления?
– С 434 по 453 год нашей эры, сэр. Умер от носового кровотечения во время… м-м-м… празднования своей последней свадьбы.
На этот раз взорвался уже весь класс.
– Замолчать! – взвизгнул священник, и его уверенность пошатнулась. Он вплотную подошел к Дэмьену и проговорил прямо в лицо мальчику, будто испытывая его:
– Как звали его брата?
– Бледа. – И снова Дэмьен не ограничился этим простым ответом. Мальчик, вдруг наполнившись каким-то могучим и всесильным знанием, начал его излучать. Глаза Дэмьена заблестели. Казалось, что пульсация этого знания распространяется по всему классу. Она словно обрела материальность. Дэмьен вдруг узнал все о гунне Аттиле, но он не мог понять, _о_т_к_у_д_а пришло это озарение. Он как будто растворился в мозге Аттилы. Дэмьен читал его мысли, как будто они были его собственными. Ему внезапно показалось, что он знал Аттилу в одной из своих прошлых жизней.
А, может, _о_н _и_м_ и _б_ы_л _к_о_г_д_а_-_т_о_?
– Аттила и его брат Бледа унаследовали империю гуннов в 434 году нашей эры, – продолжал Дэмьен. – Она протянулась от Альп и Балтики до Каспийского моря. – Дэмьен императорским жестом широко распростер свои руки. – Два брата были неразлучны. – Тут Дэмьен уставился на брата. Марк вздрогнул и оцепенел под этим тяжелым и всепроникающим взглядом. – Между 435 и 439 годами, хотя никаких письменных упоминаний об этом нет, принято считать, что Аттила подчинил себе варваров в северном и восточном концах империи… – Внезапно Дэмьен остановился и взглянул на Будмэна. – Мне продолжать?
Священник прекрасно понимал, что теперь остановить Дэмьена невозможно. Он был ошеломлен, непонятный ужас начал овладевать Будмэном, но он чувствовал, что необходимо довести эту игру до конца. Священник кивнул в ответ.
Дэмьен заговорил снова.
– В 441 году Римская империя отказалась платить Аттиле дань, и он атаковал Дунайскую границу. Аттила был великолепным воином, и невозможно было устоять против него. Годом позже римляне попросили перемирия.
Подростки завороженно слушали Дэмьена.
– Аттила был также мудрым политиком, – продолжал тот. – Он умел обратить предрассудки своего народа себе на пользу и заставил людей обожествлять, например, обнаженный меч. Однажды в пустыне пастух, разыскивая пропавшего теленка, наткнулся на меч, торчащий в песке, будто его сбросили с небес. Пастух принес его Аттиле. Тот тут же явился перед своей армией и, высоко взметнув над собой этот меч, объявил, что обладает духом "Смерть – в – Бою".
Класс ловил каждое слово Дэмьена. Марк же внезапно ощутил смутное чувство страха.
И тут Дэмьен выдал такое, что даже священник слышал впервые.
– Возможно, – произнес мальчик, – Аттила потому высоко над собой вознес меч, что он напомнил ему детство. Ведь его мать точно так же поднимала малыша над собой, считая, что если она подобным образом подержит его в течение часа каждый день, то он проникнется силой солнца. Говорят, это изменило даже цвет его кожи, он стал смуглым. – Дэмьен на секунду остановился. Сердце его бешено колотилось. – Это происходило, когда Аттиле было три года.
Священник, открыв рот, уставился на мальчика.
Но Дэмьен знал гораздо больше. Неведомая сила как будто выжимала из него факты.
– Внешне Аттила мало походил на своего брата, – продолжал мальчик, уж не говоря о цвете кожи. Но его мать прославилась тем, что развлекла не одного мужчину. Причем совершенно открыто. Когда Аттила затеял свое первое сражение, он был моим ровесником… – Дэмьен остановился и через мгновение поправился: – Нашим ровесником. Есть даже картина, где он в этом возрасте изображен с мечом, пронзившим одновременно трех взрослых мужчин. Возможно, это преувеличение. Он был очень красив в эти годы, и многие женщины желали его. Примерно в этом же возрасте Аттила начинает участвовать и в черных мессах…
Этого Будмэн уже не мог вынести.
– Возмутительно! – воскликнул он. – Откуда вы взяли эти сведения? Н_а_з_о_в_и_т_е _в_а_ш _и_с_т_о_ч_н_и_к_! – Это было любимое выражение Будмэна.
Впервые Дэмьен растерянно запнулся.
– Я… я не знаю, сэр. – Ошеломленный и потрясенный, он внезапно смешался, будто нарушил какую-то заповедную границу.
Священник тут же воспользовался замешательством мальчика.
– А что, его брат – я полагаю, – он тоже участвовал в черных мессах?
– О нет, сэр, – возразил Дэмьен, уверенно покачав головой. – К этому времени Аттила уже убил его.
Марк задохнулся.
А Дэмьен уже не понимал того, что произносили его губы. Слова как будто сами выплескивались из него.
– Ему пришлось пойти на это, чтобы править в одиночестве. А потом, внезапно мальчик понизил голос, будто пытаясь поделиться каким-то очень важным секретом, – он начал называть себя такими именами, как Великий Нимрод, Бич Божий и… _А_н_т_и_х_р_и_с_т_!
В классе воцарилось мертвое молчание. В этот момент дверь резко распахнулась, и в класс вошел Нефф. Он подошел к священнику. Будмэн дрожал всем телом, на лице его выступила испарина. Он находился в состоянии полнейшей растерянности. Нефф прошептал ему что-то. Священник кивнул в ответ.
Сержант обратился к Дэмьену:
– Следуйте за мной, Торн.
Дэмьен молча пошел за Неффом.
– Спишите то, что на доске, – выпалил Будмэн и поспешил вслед за Дэмьеном и Неффом, оставляя застывших в абсолютной тишине ребят. Через мгновение класс взорвался жарким и ожесточенным спором.
Нефф уводил Дэмьена в такое место, где их не смогли бы услышать. Семенивший за ними священник проскользнул в туалет. Ему необходим был глоток воды. Как только дверь за Будмэном захлопнулась, Нефф обернулся и сердито произнес:
– Что это вы там пытались проделать, Дэмьен? – Впервые сержант обращался к Торну по имени.
Дэмьен, до сих пор находящийся в состоянии прострации, медленно произнес:
– Я отвечал на вопросы, господин сержант.
Нефф отрицательно покачал головой.
– Вы просто выпендривались, – коротко бросил он.
Дэмьен даже не удивился, откуда Неффу все известно. Он был переполнен происшедшим, той внутренней колоссальной _с_и_л_о_й_, которая вдруг открылась ему. – Но я знал все ответы! – твердил он Неффу. – Я их просто знал!
Сержант был неумолим.
– Вы не должны привлекать к себе внимание.
– Но я и не старался… – пытался оправдаться Дэмьен. – Я просто чувствовал это…
Нефф перебил мальчика.
– Наступит день, когда все узнают, кто вы, – отчеканил он. – Но этот день еще не пришел.
То же самое говорил Дэмьену и Бухер.
Опешив, Дэмьен пролепетал:
– К_т_о_ же я? – Подсознательно он начал испытывать страх. Мальчик не понимал происходящего, не ведал своего предназначения в этой жизни, он только заметил, что все эти люди как-то особо выделяли его. Дэмьену показалось, что он начинает сходить с ума.
– Почитай Библию, – посоветовал Нефф. – В Новом Завете есть "Откровение Святого Иоанна Богослова". Это как раз для тебя, Дэмьен… "Откровение"… для тебя… о тебе…
Дэмьен уставился на Неффа.
– Прочти его, – как-то слишком поспешно бросил сержант. – Прочти, выучи и осознай.
Слезы навернулись на глаза Дэмьену. От ужаса и усталости он заплакал.
– Что мне полагается осознать? – Мальчик с мольбой протянул к сержанту руки. – Пожалуйста, объясните мне.
Нефф долго и пристально разглядывал мальчика, прежде чем ответить. А затем тихо и с нескрываемым подобострастием в голосе произнес:
– К_т_о_ т_ы_ е_с_т_ь_.
Дэмьену показалось, что перед уходом Нефф слегка поклонился ему.
Мальчик остался один в темном гулком коридоре, слезы струились по его лицу. Он пытался сосредоточиться и понять, что наговорили ему все эти люди. Наконец Дэмьен решил заглянуть в "Откровение Иоанна Богослова".
И узнать, было ли там действительно что-нибудь о нем самом.