КОММЕНТАРИИ
Автор этой книги впервые выступает на поприще литературы – и тяжелым шагом! Наум Сладкий больше известен как художник красками. Однако после этого он был вынужден покинуть Москву. Все равно, книжка написана в истинно далианском духе. Меня огорчает лишь то, что не все мои юные друзья живут в Москве, и поэтому не могут в должной мере насладиться московской спецификой. Наум Сладкий предоставил мне все права на распространение, комментирование и редактирование своей книги в землях к востоку от Польши, и я воспользовался этим правом. Предлагаемый комментарий будет способствовать возрастанию как наслаждения публики, так и раскупаемости тиража.
1
Казанский вокзал построен в 1913 году по проекту известного архитектора А.В.Щусева (1873-1949). Вокзал подвергался перестройкам и переделкам, современный вид он приобрел к 1949 году. Стиль Щусева – это, так сказать, романтическая стилизация русского узорочья XVII века, или, вернее, переходная стадия между XVII веком и Шпеером. Среди других известных произведений Щусева такие: храм-памятник на Куликовом поле (1913), церковь в Марфо-Мариинской обители на Б.Ордынке в Москве (1908-1912), Мавзолей Ленина, Москворецкий мост (1937), Институт истории партии при ЦК КП Грузии (1938), Ташкентский театр оперы и балета им.Алишера Навои (1940-1947). Вместе со Щусевым в Марфо-Мариинской обители работал М.В.Нестеров, а Казанский вокзал украшен внутри мозаиками знаменитого художника П.Д.Корина (1892-1967). Этот художник тоже всю жизнь разрабатывал темы старины и православия, и тоже романтизируя их обеих (или обоих – тьфу, нечисть!). Имя Корина для московской публики застойных времен стоит в одном ряду с именами Платонова, Олеши, Зощенко и других творцов, "сохранивших внутреннюю свободу, но чей голос умолк". Корин так и не смог начать какое-то свое главное в жизни полотно под названием "Русь уходящая". Полотно и сейчас можно видеть в доме-музее Корина: оно туго натянуто, но совершенно пустое. Залы вокзала очень высоки, вестибюль, где сохранились мозаики, застеклен, и оттуда видна площадь. В подземельях вокзала расположена станция метро "Комсомольская-кольцевая", тоже оформленная мозаиками Корина на темы героических эпизодов русской истории (цикл "Александр Невский", 1951-1952 г.)
Zeiss, по-видимому, отсылает читателя к великолепному вступлению к фильму "Горец". В фильме рассказывается про вождя повстанцев, сосланного на Землю с другой планеты (planet Zeiss).
Цейссовский бинокль есть (или был – тьфу, нечисть!) у Мандельштама:
………………………………
Он глядит в бинокль прекрасный Цейса Дорогой подарок Царь-Давида, Замечает все морщинки гнейса,
Где сосна иль деревушка – гнида.
………………………………
Я люблю военные бинокли
С ростовщическою силой зренья.
Две лишь в мире краски не поблекли:
В желтой – зависть, в красной – нетерпенье.
2
Чувствуется влияние В.Войновича ("Москва-2048"). Автор делает это специально, но остального – это что-то нового, и я теряюсь.
3
Не упустите случай! Перед вами точное, хотя и немного скупое, описание ПЕРВОЙ в мире игры типа "Quest" – классической игры "Adventure". Наум Сладкий – это такой монстр, что он в нее играл, но допустил из-за старческого маразма оплошность: "Adventure" шла под CMS в VM/370 (или, если кому это более понятно, в ПДО СВМ ЕС ЭВМ), и никак не могла работать на ЕС-1033. Кроме того, здесь видны разрушительные устремления автора, в частности, тайная мечта любого программиста о разрушении пакета дисков на полном ходу (думаю, даже персоналочного HDD, хотя понту там меньше).
Финские прямоугольные пакеты для молока циркулировали по Москве в 80-е годы. Наверное, в молоко добавляли консервант, так как оно долго не кисло.
4
Запомните отсюда и навсегда: Наум Сладкий не придумал ни одного интерьера и ни одного действующего лица. Как истинный сюрреалист, он фотографически точен в деталях, пейзажах и в интерьерах (но, к сожалению, не всегда в датах, он ведь художник красками). Где начинается НЕреальное понять трудно. Здесь, например, описан институт Механизации и Энерггггг (кажется, изации) лесного хозяйства, и расположен он именно там, где он расположен (тьфу, нечисть – в общем, Вы поняли). Мы с Наумом искренне благодарим всех сотрудников вычислительного центра этого института за помощь в нашей работе, особенно директора ВЦ Габриэля и известного системщика Вострикова.
Мы не везде будем расшифровывать имена – если нет особого комментария, описано то, что было, есть или будет на самом деле.
5
Сам читал эту заметку, и именно в "Технике-молодежи", но убей – не помню, когда и в каком номере.
7
Троллейбус приехал сюда из стихов известного поэта застоя Б.Ш.Окуджавы:
Последний троллейбус, мне дверь отвори,
Я знаю, как в темную полночь
Твои пассажиры, матросы твои
Приходят на помощь
………………………..
Я с ними не раз уходил от беды,
Я к ним прикасался плечами.
Как много, представьте себе, доброты
В молчаньи, в молчаньи.
Английский буклет процессора Zilog-80 (Z80).
Храм в Быково (1782-1789) построен по проекту великого архитектора В. И.Баженова (1737-1799). Для того, чтобы его (храм) осмотреть, нужно обойти бетонную ограду аэропорта слева. Баженов – это, так сказать, Шпеер утонченной мечты. Чтобы утонченная мечта не исчезла, утончившись совсем, она должна иметь своего Шпеера.
В городе Жуковском находится ЦАГИ – колыбель советского самолетства.
10 – 11
Здесь демонстрируется одна из граней общественного сознания советских фантастов. Сюжет отрывка типичен и может быть интересным для психиатров. В одной книжке хмырь падал с самолета, но залетел в тучу, там его перехватили пришельцы и велели с кем-то сражаться. На обложке этот хмырь нарисован, как он летит, и с таким рельефным членом! В другой книжке кто-то упал с самолета на провод высоковольтной линии (!) и долго шел по нему, и все просил, чтобы его сняли, но никто не захотел. Чем кончилось не понял. Может, все проще: говорят, полеты снятся при сексуальной озабоченности.
12
Один из первых полетов аэробуса "Ил-86".
14
Помню, как долго мучился автор над картиной любви. Сначала описание занимало листов пятнадцать, но при бета-тестировании все стали в один голос говорить: СОКРАТИТЬ и УСИЛИТЬ (как в анекдоте про Чапаева). Но он же не Микеланджело! Пришлось только сократить.
15
Темный минерал с кристалликами – из романа И.Ефремова "Лезвие бритвы". Роман этот – что-то вроде утопии, одно из первых мест в русской литературе, где Индия описывается в виде блаженной страны мудрецов. Ефремов – большой писатель и философ, умерший при загадочных обстоятельствах. О нем ходит много легенд: например, что на самом деле он был до революции англичанином, а после стал агентом английской разведки. Известны его романы "Таис Афинская" и "Туманность Андромеды", а также рассказы из жизни геологов и археологов.
Ленинский жест взят из воспоминаний М.Горького (Собрание сочинений, ГИХЛ, 1963, т.18). Для Советского Союза нет ничего странного в том, что представитель санэпидстанции лазит в отсутствие хозяев по их тумбочкам.
18
Второй разговор: видимо, Вера – это Вера Фигнер (1852-1942), активная участница "Народной воли". Сальвадор мог читать ее мемуары. Одно из популярных объяснений социализма содержит следующий тезис: в социализме реализуется присущее как отдельному человеку, так и человечеству в целом стремление к самоуничтожению (В.Шафаревич, "Социализм как явление мировой истории").
Н.Г.Чернышевский, "Что делать?" – сны Веры Павловны.
20
Здесь начинаются совершенно точные описания Кировограда (бывший Елисаветград, родина Тарковских, описанная Тарковским-старшим в серии рассказов) и его окрестностей. С этими описаниями связан один из наиболее скандальных эпизодов в жизни Наума Сладкого. По поручению Союза Художников Н.Сладкий приехал в Кировоград, чтобы написать серию картин "На родине Тарковских". Это было как раз тогда, когда уезжать, наоборот, стало похвально-завидно. Сначала Н.Сладкий тихо ходил себе, как порядочный художник, правда, появившись один раз вместе с какими-то милиционерами и с шахтерским фонарем на плече. Потом ему понравился Кировоградский кибернетико-технический колледж. Наум стал общаться со школьниками, и через некоторое время всех их можно было видеть на площади Кирова, Наума в длинном пальто и шляпе, и школьников, обступивших его со всех сторон и слушающих что-то вроде проповеди на тему "Любите свечку – источник света". Что он еще говорил, не знаю. Внешне Наум Сладкий напоминает аптекаря из Фигераса, не ищущего абсолютно ничего. Но это не помешало ему вконец обнаглеть и предпринять ряд поездок на велосипедах по окрестностям города, причем при участии не только девочек, но и мальчиков тоже. Сознаюсь, что все это происходило при моем явном попустительстве, я был тогда деканом факультета в этом колледже. В отчете Министерства Просвещения Украины было сказано, что "дикие, разнузданные оргии парализовали на месяц учебный процесс". Колледж пришлось закрыть.
21
Из поздней поэзии Бунина: B шмели, и цветы, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной. Час настанет – Господь сына блудного спросит: "Был ли счастлив ты в жизни земной?" И забуду я все – вспомню только вот эти Полевые пути меж колосьев и трав, И от сладостных слез не сумею ответить, К милосердным коленам припав.
22
В стихах Тарковского река Сугоклея уходит в камыш, а здесь она из него вытекает. Можно вспомнить
"…дерево на берегу Ингула,
И там впервые я увидел крону Зеленый слепок грозового гула".
Балашовский мост – тот самый, под которым дезертир подарил патрончик маленькому Тарковскому-старшему.
Завод, сливающий электролит – ремонтный завод им. Таратуты. Автор без малейшего стеснения берет откуда попало уже готовые фамилии.
Стихи В.Соловьева: Хоть мы навек незримыми цепями Прикованы к нездешним берегам, Но и в цепях должны свершить мы сами Тот круг, что боги очертили нам Все, что на волю высшую согласно, Своею волей чуждую творит, И под личиной вещества бесстрастной Везде огонь божественный горит.
Помню, как Наум Сладкий в своем обычном ортодоксальном пальто водил меня по этой помойке, ковыряя тростью отходы и c восторгом говоря о прозе Стругацких. Из этих стихов взяты цепи, на которых висит мост через овраг, а также вещество. Правда, там еще был и огонь, вернее, пробивающийся из-под вещества удушливый дым, и мы оттуда ушли.
23
Кажется, ирония автора относится к современнику, вынужденному жить лишь среди книг и помоек. С другой стороны, много ли вокруг нас мест, где книги еще не пущены на растопку, а задворки безопасны для хождения?
26
Самое время объяснить, почему такое название у главного героя. Николай Васильевич Клеточников – уникальное явление в истории русской революции. Он был мелким чиновником в Крыму, а потом в одно прекрасное время решил "переменить судьбу" (по выражению Ю.Трифонова в романе "Нетерпение") – а на самом деле, кто его знает? – никто серьезно не изучал – и заявился к революционерам в Петербург, революционерить. У него был хороший почерк, хорошие канцелярские способности, и он стал агентом революционеров в охранке. Был арестован незадолго до 1 марта 1881 года, умер в Петропавловской крепости. Вообще, история русской революции представляет собой невероятно увлекательную, почти фантастическую смесь уголовщины, провокации, высоты, низости, осмысленного и бессмысленного героизма. На мой взгляд, роман Трифонова – лучшее художественное произведение на эту тему, причем максимально приближенное к документальным источникам. Пришита ли эта тематика белыми нитками к Тунгусскому метеориту? Мне кажется, что нет.
Сальвадор – по-испански "спаситель, избавитель". Наум Сладкий говорил, что преклоняется перед гением Сальвадора Дали, и что именно этот гений вдохновляет его на подвиги. Главный герой повести в конце концов оказывается спасителем мира.
Наум говорил, что он пишет свою повесть в истинно далианском духе. Не знаю, насколько обоснованны его претензии. Дали же гений, а гений и злоба – вещи несовместные. Дали говорил: "Сюрреализм – это я". Интересно посмотреть, что говорил по этому поводу Н.Рерих: "Сюрреализм и большинство всяких "измов" не имеют пути в будущее. Можно проследить, что человечество, когда наступают сроки обновления, возвращается к так называемому реализму. Под этим названием предполагается отображение действительности. Вот и теперь русский народ УБРАЛ всякие "измы", чтобы заменить их реализмом. В этом решении остро сказывается русская смекалка. Вместо блуждания в трущобах непонятностей народ хочет познать и отобразить действительность. "…Сердце требует песнь о прекрасном. Сердце творит в поисках высшего качества. Жизнь двинула такие грозные реальности, что им будет созвучен лишь ЧИСТЫЙ разум." (Н.К.Рерих: Из литературного наследия, М., 1974, с.265-266) Я выделил курсивом слова, которые представляются мне ключевыми в этом отвратительном фрагменте. И я солидарен с Наумом, который считал Дали гением ясности, творчества (т.е. мастерства, ИЗГОТОВЛЕНИЯ), ИГРЫ света и тени – но это тень шпаги Вермеера, а не серого занавеса, который растягивают над миром носители религиозного мракобесия.
28
Шутки шутками, а дело с источниками обстоит именно так, как описывает Наум Сладкий. И заметка в журнале тоже где-то есть!
29
Но это мусорные бачки не Кировограда, а Московского университета. Многие студенты женились, заводили детей в этом торжественном, обшитом дубом клоповнике, и эти дети носились по коридорам в запахе клопомора, мусоропроводов (тогда еще работал мусоропровод, бачки появились позже) и жареной картошки на сале. А что делали мы? – мы тогда пили пиво.
30
Самолетов и вертолетов тут хватает. Где вы, доктор Фрейд? (См. прим. к гл.10).
31
Это явно навеяно полетом Руста. Он на спор прилетел на спортивном самолете откуда-то из Швеции прямо на Красную площадь.
32
Из советских песен, которые без конца крутили по радио: А ты, улетающий вдаль самолет, Сердце свое береги. Под крылом самолета о чем-то поет Зеленое море тайги.
39
Это тот самый автомобиль, который подарили рабочие умирающему Ленину в Горках. Автомобиль циклопических размеров, черный, как катафалк, на полугусеничном ходу: впереди колеса, сзади гусеницы. Но говорят, что вождь даже проехал на нем пару раз на охоту, поднимая до звезд снежную пыль! Книги о Ленине уже изъяты из научной библиотеки, где я работаю, и я сейчас лишен возможности узнать, чья воспаленная инженерная мысль породила это чудовище. Автомобиль и сейчас стоит в гараже-музее, слева от основного здания, бывшей усадьбы генерал-губернатора Москвы.
43
Маяковский о Ленине: Усов щетинка вздернулась ввысь, В складках лба зажата человечья В огромный лоб – огромная мысль
44
Это напоминает образ Ю.В.Андропова по мемуарам. Во времена Брежнева Андропов был начальником КГБ. Существует история о галошах Андропова: однажды он вышел из подъезда и, усаживаясь в машину, по рассеянности снял галоши. Они остались стоять на тротуаре. К галошам тут же был приставлен специальный пост, который находился при них до вечера. Когда вечером Андропов вернулся с работы, машину остановили возле галош, и Андропов, как будто так и надо, вылезая, снова вставил в галоши ноги. Андропов в конце жизни действительно носил длинные, "артистические" волосы.
45
Мартин Борман был тем самым агентом СССР в нацистской верхушке, который послужил прототипом Штирлица. Штирлиц – герой романа Юлиана Семенова "Семнадцать мгновений весны". Роман был экранизирован и очень много раз показан по телевизору. Перипетии и герои романа стали неотъемлемой частью советской культуры – вплоть до анекдотов, как Петька и Василий Иванович. Судьбы всех главных нацистских руководителей известны. Куда делся Борман, до сих пор не знает никто.
46
Имеется в виду, наверное, не Витебск, а Бобруйск. Наум Сладкий родился в Бобруйске (это еврейский город в Белоруссии), но Бобруйск менее известен, чем Витебск. Марк Шагал тут совершенно ни при чем, просто автору нужен был еврейский город. Зачем? Думаю, в повести протаскивается мысль о том, что этим тайнам могут быть причастны люди лишь определенного склада или рода занятий – Наум Сладкий называет их игроками в бисер. Игру в бисер придумал немецкий писатель Гессе. Роман так и называется: "Игра в бисер". Что это такое? Да вот эта книжка и есть наша с Наумом партия игры в бисер. Древняя благородная наука евреев Каббала – тоже своего рода игра в бисер.
ЕПБ – это Елена Петровна Блаватская, знаменитая общественная деятельница конца XIX – начала XX века. Была главной фигурой теософского общества, которое до начала восьмидесятых годов действовало в Петербурге, потом в Англии, куда переехала Блаватская, потом в Индии, в Бомбее. В среде теософов название "ЕПБ" было общепринятым. Общество возникло на волне интереса к индийской культуре, который разгорелся в связи с начавшимися серьезными исследованиями Индии. ЕПБ написала много книг. Рерих и теософы всегда взаимно отрицали какую-либо связь между собой, хотя стилистически и по содержанию труды рериховского круга похожи на труды теософов. По крайней мере в одном случае они явно продолжают друг друга: знаменитые письма Махатм, скорее всего, написаны Блаватской, а то письмо Махатм советскому правительству, которое привез Рерих, написано его женой Еленой Ивановной Рерих. Е.И.Рерих разработала также учение, называемое "Агни Йога", по форме и фразеологически близкое трудам Блаватской.
Ребята!!! Это все такая серость!!! Чтение этих книг жеванию опилок подобно, хотя сама гора опилок обширна весьма.
Теперь хасиды и абреки. В этой фразе отражена любопытная аберрация, происходящая в сознании не то Альтшуллера, не то самого Наума Сладкого. Под абреками герой явно понимает разбойников, то есть мошенников приверженцев теософов. На самом деле по-осетински "абрег" значит "скиталец". На Северном Кавказе сначала так называли людей, исключенных из рода и ведущих отдельную, часто разбойничью, жизнь. Начиная с времен Кавказской войны, которую вела Россия, абреками стали называть более или менее автономно действующих воинов, сражающихся с российскими войсками, самостоятельно или во главе небольших отрядов. В фольклоре Северного Кавказа воспевались подвиги этих людей, а среди русских насаждалось – и насадилось таки – мнение об абреках, как о просто разбойниках и бандитах. Именно в этом смысле слово "абрек" вошло в современный русский язык. Хасидизм – течение в еврейской религии, основателем которого считается Исраэль Бешт (1700-1760). Наибольшее распространение хасидизм получил в XVIII – начале XIX века на территориях нынешних Белоруссии, Украины и Польши. На иврите "хасид" значит "благочестивый". В хасидизме праведник человек, имеющий почти божественную (или даже более, чем божественную) власть, праведник своим существованием оправдывает мир, и в знак этого в дни его жизни не появляется радуга. Сначала учение имело приподнято-мистический характер и было враждебно учителям Закона. В дальнейшем хасидизм приобрел догматизированную форму, сложилась типовая структура хасидской общины с праведником (цадиком) в центре, кругом избранных приближенных и стоящих ниже по иерархии рядовых хасидов, безраздельно преданных начальству. Альтшуллер, как еврей и знаток эзотеризма, конечно, знает, кто такие хасиды, но употребляет это название в ироническом смысле, а слово "абреки" – в кондовом русском значении этого слова.
47
Дорога из романа Киплинга "Ким"! Беззастенчиво уворовано, но Киплинг не сравнивал Индию с Украиной. Химачал Прадеш – современное название штата, "прадеш" как раз и означает "штат". В описываемое время таких названий еще не было.
48
Как уже говорилось, Наум Сладкий – художник красками, поэтому он часто путает последовательность событий. Так и здесь: небоскреб был построен в 1929 году, то есть уже после описываемых событий. До этого в США Рерихом был создан Институт Объединенных Искусств (1921 г.), который в 1922 году был преобразован в Международный центр искусств "Корона Мунди" "Венец Мира". В 1924 году под руководством сына Н.К.Рериха – Святослава Николаевича – в Нью-Йорке был организован Музей Рериха, который потом был перемещен в 24-этажный небоскреб, построенный по проекту Гарри Корбетта. Рерих присылал из своих странствий картины для музея. Первые три этажа занимали администрация и Музей Рериха, остальные этажи были предназначены для центра искусств, библиотек и квартир для людей искусства, которые должны были жить с максимальным удобством для творчества при минимальных затратах. К сожалению, центр искусств просуществовал недолго управляющие, пользуясь отсутствием Н.К.Рериха, расстроили финансовые дела центра и с помощью махинаций присвоили себе право распоряжения зданием и собранными в музее ценностями. Если автор под разорением понимает именно это – он не прав, события эти произошли после 1927 года, когда Вторая Гималайская экспедиция уже закончилась. Позже последователи Рериха организовали культурный центр в другом помещении.
Ялта должна вызывать воспоминание о перенесенном на дальний конец мола директоре варьете?.. Не знаю.
49
Шин – популярное китайское имя. Так же называется буква в иврите.
Ор (Or) – каббалистический термин, приблизительно соответствующий понятию "божественный свет". Фразу на английском языке понять весьма трудно, хотя налицо соотнесение английского "light" – "свет" и "or".
Названия монастыря и деревни придуманы – это фрагменты названий горных массивов на востоке Центральной Индии. Экспедицию на поиски Шамбалы по координатам Сладкого снаряжать не стоит.
50
Бициклом в начале века называли велосипед. Циклист спортсмен-велосипедист, тогда они котировались наравне с авиаторами.
51
Шамбала – уж никак, или, во всяком случае, не только секретная страна. Такое понимание вульгарно. На самом деле Шамбала – сложное священное понятие, причем священное для большинства индийских религий, не упоминаемое всуе. Искать координаты Шамбалы так же бессмысленно, как христианину искать координаты Царства Божьего. Существуют различные символические изображения Шамбалы, и существуют технологии работы с этими изображениями, которые лишь весьма отдаленно можно соотнести с технологиями работы с изображениями Дерева Жизни у каббалистов. См. также комментарий к гл.63.
52
Приведен подлинный текст Письма Махатм, которое было отвезено Рерихом в Москву в период с 13 июня по 26 июля 1926 года, после того, как Первая гималайская экспедиция прошла в 1925-26 годах из Кашмира через Гималаи, Каракорум, Хотан, Кашгар, Урумчи и Джунгарию к оз.Зайсан на территории нынешнего СССР. 29 мая 1926 г. экспедиция на пароходе по Зайсану и Иртышу прибыла в Омск, а оттуда Рерих и еще несколько человек отправились в Москву. Наркому просвещения Луначарскому было подарено 7 картин серии "Майтрейя", созданных в октябре-декабре 1925 года в Гималаях (см. комментарий к гл.63). Похоже, Рерих питал смутную надежду сделать официальной идеологией СССР идеологию Агни-Йоги (хотя это только предположение). Во всяком случае, политические планы Рериха не увенчались успехом. Его попытки установить контакт мягко отклонялись. Впрочем, Чичерин помог Рериху с документами для организации второго этапа экспедиции, для продвижения через Китай. Дальнейшая судьба картин такова: в 1930 г. они были подарены Луначарским Горькому, а он в 1936 году, незадолго до смерти, передал их в Горьковский (т.е. расположенный в городе Горьком) художественный музей.
53
Медников Евстрат Павлович – крупный организатор полицейского дела. Начал работу городовым в московской полиции, затем организовал отряд филеров в Московском охранном отделении. Руководил службой наружного наблюдения. Работал вместе с Зубатовым, уволен после его ухода (провала работы Зубатова с контролируемыми полицией кружками рабочих)
54 – 55
Космический корабль в форме яйца с пружинным амортизатором – из романа Алексея Николаевича Толстого "Аэлита". В романе рабочий Гусев и интеллигент Лось летят на Марс, где помогают марсианам в устройстве социальной революции. Корабль строился в Петербурге именно в таком сарае, какой описывает Наум Сладкий.
Теперь о бесцеремонности, с которой автор дает волю своей гнусной фантазии. Конечно, Вы уже поняли, что все приключения Сальвадора – сон. Как же еще должен представлять себе Рериха, ФАКТИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ, молодой инженер, спящий на казенной кровати? Вот ведь какое дело: каким бы хорошим, безвредным и мудрым не был этот человек на самом деле – и как бы, и кто бы ни возмущался, соглашался или не соглашался, – Рерих останется художником, приспособленным для брежневских времен, как приспособлены для этих же времен Ахматова и Цветаева, Пастернак и Булгаков, Симонов, Корин, Даниил Андреев и много, много других, чьи произведения включены в хрестоматии для школьников. КТО же остается ВНЕ этого списка? Списка, порождающего сейчас только злобу? Должен ли я скрывать эту злобу? Может быть, наоборот, НУЖНО ее высказать? Может быть, я все-таки прав?
56
"В мои годы умирают, и я боюсь, что вы уйдете из жизни с горестью в сердце, не узнав от меня (из чистого источника знания), что вас ожидает непрерывная радость.
Вот почему я пишу это резюме, не окончив еще многочисленные основные работы.
Мне хочется, чтобы эта жизнь ваша была светлой мечтой будущего, никогда не кончающегося счастья.
Моя проповедь в моих глазах даже не мечта, а строго математический вывод из точного знания.
Я хочу привести вас в восторг от созерцания Вселенной, от ожидающей всех судьбы, от чудесной истории прошедшего и будущего каждого атома. Это увеличит ваше здоровье, удлинит жизнь и даст силу терпеть превратности судьбы. Вы будете умирать с радостью и в убеждении, что вас ожидает счастье, совершенство, беспредельность и субъективная непрерывность богатой органической жизни…"
Это начало труда К.Э.Циолковского "Монизм Вселенной", 1925. К.Э.Циолковский (1857-1935) – знаменитый русский философ, личность такая же легендарная, чем И.Ефремов. Есть рассказ о том, как рукописи Циолковского по аэродинамике были отправлены на экспертизу Н.Е.Жуковскому, и тот установил, что это детский лепет. И так могло быть. Есть рассказ о том, что слуховая труба, с которой мы видим Циолковского на фото 30-х годов – просто декорация, слышал этот человек хорошо. Кто он, этот нищий чудак, построивший себе тем не менее дом в Калуге, содержащий большую семью, безумец, дающий чеканные формулировки своим идеям, нигде не вступающим в противоречие с наукой того времени? Хотите ли Вы, чтобы Ваша жизнь была только мечтой?
Кибальчич – химик, бомбист, изготовлявший снаряды для террористов "Народной Воли". Повешен в 1881 году по делу первомартовцев. Александр II был убит бомбой, которую изготовил Кибальчич. Бомбой был убит не только нехороший царь – живодер, но и совершенно посторонний ребенок, проходивший мимо по тротуару. Вот Достоевский какой догадливый! В тюрьме Кибальчич нарисовал до безобразия примитивную схему ракеты (подскакивающей бомбы?), которую потом до звезд вознесли большевики.
57
Формулы специальной теории относительности, полученные Максвеллом, Пуанкаре и Эйнштейном, говорят о замедлении времени на движущемся объекте, о возрастании его массы и сокращении линейных размеров в направлении движения при околосветовых скоростях.
62
Подвойский Н.И. (1880-1948) – председатель Военно-революционного комитета в дни октября 1917 г., главный руководитель восстания.
Крупская Н.К. (1869-1939) – "ближайший помощник и жена В.И.Ленина".
Арманд Инесса (Елизавета Федоровна) (1874-1920) – любовница В.И.Ленина.
Знаменитый биолог К.А.Тимирязев напевает гимн космонавтов, который, кажется, написал В.Войнович:
Я знаю, друзья, караваны ракет
Помчатся вперед от звезды до звезды.
На пыльных тропинках далеких планет
Останутся наши следы.
Легенды о двойниках Сталина стали особенно популярными в годы перестройки.
63
В Северной Индии, Тибете и Монголии распространены верования, в которых значительное место занимает будда Майтрейя. Когда придет этот будда, наступит решающая битва Шамбалы (Шамбала – это не только место, но и царство, определенный миропорядок и определенный временной период, эпоха – см. комментарий к гл.53) с силами зла на Земле. Предводителем войск Шамбалы будет князь Ригден-Джапо. Луначарскому подарена не одна картина, а весь цикл, состоящий из семи картин.
64
Борман имеет в виду трагическую зимовку на плато Чантанг в 1927/1928 годах, когда Вторая гималайская экспедиция Н.К.Рериха, двигающаяся обратно с территории СССР через Алтай, Монголию, Китай и Тибет, была остановлена тибетскими властями на высоте 4000 м без права закупки продуктов у местного населения. Экспедиция зимовала в летних палатках. Погибло 5 человек, 92 из 102 верблюдов, были утрачены коллекционные сборы и фотопленки. В марте 1928 года было дано разрешение продолжить движение, но не через столицу Далай-Ламы Лхасу, а окружным путем, через Большие Тибетские озера. Летом 1928 года обессиленная экспедиция спустилась с Гималаев в Сикким. С 1928 г. Рерих жил в долине Кулу, где организовал Институт Гималайских исследований "Урусвати". Институт был закрыт английскими властями в 1942 году.
65
Статья под названием "Брежневизм как источник наших свобод" была опубликована в журнале "Знание-Сила", но опять же, не помню, когда. Во всяком случае, это не автор придумал. В диалогах с работниками спецслужб Н.Сладкий отдает дань стереотипу демонического главного интеллигента (например, как в книге Ф.Шанты), который в состоянии если уж не рассуждать о творчестве, то по крайней мере рассуждать членораздельно. На самом деле эти люди, конечно, просто тупые живодеры, как и сказал Борман.
66
Бассейн с серной кислотой находится в одной из тюрем Ирака.
Атомная мина в двадцать килотонн – из фильма Тарковского-младшего "Сталкер". Сон Сальвадора формируется на культурном фоне начинающего интеллектуала 80-х годов.
67
Собака – это моя овчарка.
68
Оформление подземного бункера в игре "Wolf 3D" соответствует стилю Шпеера, Трооста и других архитекторов фашистского рейха. Архитектура должна была устрашать и завораживать, а люди в составе грандиозных шествий быть как бы частью архитектурного пространства. Шпеер был генеральным советником по строительству Берлина, подготовил проект реконструкции Берлина (1939). По его проекту построено здание Новой имперской канцелярии (1938). Имперский комплекс съездов нацистской партии в Нюрнберге должен был занимать около 30 квадратных километров, улица для маршей имела ширину 100 м, высота здания Конгрессов – 60 м. Архитектура нацистов все-таки завораживает, к тому же эти здания все еще стоят. Не знаю, долго ли простоит Московский Университет, в подвале которого круглосуточно работают холодильные машины, замораживающие грунт.
В описаниях подземелий Наум Сладкий возвращается к своим юношеским литературным опытам. Многократно повторенная мелькающая в проемах фигура, по-видимому, Ленин, всегда ассоциировавшийся у Сладкого с подземным духом Москвы, духом метро, вокзалов и высотных зданий. Вот сохранившиеся отрывки из ранней поэмы Н.Сладкого "Ночной визит" (1981), состоящей из двустиший:
(Два разгильдяя гуляют ночью по Москве. Караул у Мавзолея спит)
На курантах ровно час,
И никто не видит нас
Тихой поступью пройдя,
Входим в комнату вождя.
Не дыша, снимаем фрак
А под фраком гниль и мрак.
Впрочем, есть кусочки мяса
между прутьями каркаса
…………………….
Вдруг поднялся люк в полу,
В юго-западном углу.
Вышел маленький, с брюшком,
С парикмахерским душком,
С вечным перышком в кармашке
И кусочком промокашки.
Чуть картавя, говорит:
Почему мой гроб открыт?
Или время наступило
Поместить меня в могилу?
Я – подземный дух Москвы,
Но хочу под сень листвы!
……………………..
Разгильдяи решают похоронить Ленина согласно его просьбе. Он сам подсказывает, где:
Востряковское кладбище Подходящее жилище.
Они расстилают на полу фрак и собирают в него остатки вождя. Ленин стоит в углу и наблюдает.
Не найдем никак усы.
В это время бьют часы.
Бьют часы на Спасской башне,
Возвещая день вчерашний!
Оба разгильдяя выбегают наружу. Приближается смена караула:
Справа слышен звон подков
От державных сапогов.
Караул с собаками преследует разгильдяев. Они несутся с узлом, сделанным из ленинского пиджака, по утренней Москве, спасаясь от собак. В конце концов им удается удрать, но пиджак с прахом потерян. Дальше идет обращение к читателю: если он найдет на улице пиджак, в который завернуты усы, вечная ручка, промокашка и другие вещи, то все это не следует выбрасывать, а надо похоронить на Востряковском кладбище у дальней стены под сиренью.
69
Длинный пассаж в конце главы – пародия на стиль Ю.Трифонова.
70
Этот фрагмент был включен в текст повести, когда она уже была написана. Фрагмент, вернее, взгляды, с которыми полемизирует здесь автор, имеет (или имеют – тьфу, нечисть!) интересную историю. Началось все с американского фильма "Козерог-1". Напомню сюжет. Космическая экспедиция отправляется на Марс. Ракета неисправна, и в последний момент космонавты остаются на Земле. В телестудии делают макет пилотской кабины, спускаемого аппарата, и снимают все так, как будто это происходит в космосе. В это время настоящая ракета взрывается, причем скрыть это не удается. Космонавты остаются совершенно лишними, вынуждены бежать из телевизионного павильона, расположенного в пустыне, и пробиваться к гласности. Прорваться удается только одному из них – остальных убивают вертолетчики. Может быть, отсюда так часто повторяющийся во сне Сальвадора вертолет? И есть замечательная повесть В.Пелевина "Омон Ра" со сходным сюжетом, но на советском материале. Повесть, на мой взгляд, значительно талантливее писаний Сладкого, но наполнена такой же неистовой злобой, и, может быть, поэтому осталась неоконченной. Наум Сладкий НЕ ЧИТАЛ Пелевина, когда писал свою повесть. Но когда В.Пелевин прибыл в Тетрахид, Наум решил восстановить историческую справедливость и описать, как оно происходит НА САМОМ ДЕЛЕ. Оказывается, действительность лишь немного не дотягивает до смелой фантазии В.Пелевина. Глава 70 была прислана мне в последний момент с помощью одного р… работника связи. Непонятно другое: почему они там в Тетрахиде так нервничают и беспокоятся о судьбе З… молчу, молчу… ведь Тетрахиду и так предопределено быть источником всеобщего возрождения.
72
Узнаю еврейский город Бобруйск в пейзаже деревянных домов и булыжных мостовых. Как, неужели И ТАМ ТОЖЕ?
73
Страна Бризания описана в книге А.Житинского "Подданный Бризании". Бризания – страна, которую основал в Африке граф Алексей Буланов после своей эмиграции из СССР. Религия в Бризании православная, гимн – "Гори, гори, моя звезда". Живут там негры, образ жизни и язык – русский.
Реминисценция из стихов В.Цоя:
…………………..
Но все, что мне нужно Это несколько слов
И место для шага вперед.
74
В.П.Стасов (1769-1848) – знаменитый русский архитектор. В его творчестве отразилось окончание века классицизма и ампира, и начался переход к псевдорусскому стилю (Десятинная церковь в Киеве 1828-1842 г.). Вместе с тем Стасов создал лучшие произведения классицизма и ампира, такие, как Мавзолей Волконских в Суханове 1813 г. (теперь в мавзолее ресторан дома отдыха Союза Архитекторов), ограда у Смольного собора 1834 г. Провиантские склады в Москве построены в 1829-1831 годах.
75 – 76
По Каширке направо психиатрическая лечебница! Завод "ЗИЛ" – колыбель пролетариата – тоже по пути, как и описано.
Леонид Макарович – то ли сын того Макара, который телят не гонял, то ли фрагмент Леонида Брежнева. Возможны и другие толкования. Леонид Макарович Кравчук был первым украинским президентом. Леонид Кучма является президентом сейчас, а раньше он был директором Днепропетровского завода "Южмаш", где делали корпуса для ракет.
84
Желто-голубые лица людей в пиджаках, казалось бы, наводят на мысли о цвете украинского флага. И совершенно напрасно. Флаг теперь уже не одиозный жовто-блакитний, а "жовто-синiй", согласно нового Положения. Я сам видел, как донельзя обиженные номенклатурщики рвали отпечатанные для них визитки желто-голубого цвета. Что же, они получили другие, еще более пестрые визитки интенсивного желто-синего цвета, такого, в какой красят милицейские машины.
"Умереть, уснуть? И видеть сны?" – монолог Гамлета.
85
Из путевого дневника Н.К.Рериха:
"Все носит следы гражданской войны. Здесь, на Чуйском тракте, засадой был уничтожен красный полк. На вершине лежат красные комиссары. Много могил по путям, и около них растет новая густая трава" ("Алтай-Гималаи").
87
Архей – древнейший период в истории Земли (до возникновения жизни). Есть теория, которая, наоборот, утверждает, что архейские породы имеют биогенное происхождение, что они представляют собой следы былых биосфер. Сейчас Наум Сладкий пишет роман "Архей", не имеющий никакого отношения к соцарту.
Фраза о непроходимой сложности мира переделана из фразы Писателя в фильме Тарковского-младшего "Сталкер" ("В сущности, мир необыкновенно скучен…"). Эти слова отражают методологическую концепцию Наума Сладкого о стремлении мира к содержательному усложнению.
Брамфатура – весь комплекс материальных и нематериальных явлений, связанных с планетой. Термин придумал философ Д.Андреев ("Роза Мира").
Бомба – еще одна, последняя в повести – проявление навязчивой идеи, без конца возникающей в снах Сальвадора.
90
Учитель, по-видимому, владеет йогой, состоящей в умении управлять выделением особой энергии в своем теле. При этом йог может переносить холод и имеет право после прохождения специального испытания (высушивание своим телом на морозном ветру нескольких мокрых кусков ткани) носить легкую рубашку, отличающую его достоинство.
Участие Витгенштейна в гималайской авантюре – еще одна шалость автора. Л.Витгенштейн (1889-1951) – один из самых значительных философов XX века, изменивших само лицо философии. Витгенштейн показал, что большинство так называемых философских вопросов возникает в результате неправильного применения языка. Но как применять его правильно? В позднейших работах Витгенштейн выявил, что язык не стремится и не предназначен к точности, что язык – это языковая игра, причем, быть может, много разных игр в рамках, казалось бы, одного и того же языка. Предупреждение юным и старым философам: Витгенштейна имеет смысл читать ЛИШЬ В ТОМ СЛУЧАЕ, если Вы достаточно хорошо владеете математикой. Иначе будет очень смешно. В биографии Витгенштейна достаточно загадок, и одна из них такая: зачем он ездил в Москву в 1935 году? Уже тогда всемирно известный философ, не имеющий никакого отношения к коммунизму, тихо и почти инкогнито? В Англии его окружали тогда люди, похожие на коммунистических агентов, да и вообще никто толком не знает, с кем еще Витгенштейн имел дело. Короче говоря, Наум Сладкий явно тяготеет к агентурной тематике, даже там, где ее нет.
Что касается позднего Витгенштейна – языковые игры и прочее – Наум Сладкий забавляется этой темой в главе 97. Витгенштейна перевели на украинский язык в 1995 году.
100
Кромка берега появилась здесь, кажется, из стихов Ю.Д.Левитанского "Сон о рояле". Почему – черт его знает, только не белая кромка, а черная.
101 – 103
Крейсер "Аврора" построен на стапелях верфи "Новое Адмиралтейство" в Петербурге. Закладка корабля состоялась 23 мая 1897 года. 16 июня 1903 года строительство было закончено. Для того времени это был могучий корабль, водоизмещением 6731 тонна, длиной 123,7 метра, шириной 16,8 метра, осадка – 664 метра. Вооружение корабля составляли восемь 152-миллиметровых орудий, двадцать четыре 75-миллиметровых, две десантные пушки (видимо, их остатки Сальвадор принял за пулеметные турели), и три торпедных аппарата. После окончания строительства корабль был отправлен на помощь дальневосточному флоту в боевых действиях против японцев, но это мероприятие запоздало. Русский флот потерпел поражение в Порт-Артуре. "Аврора" приняла участие в Цусимском бою. Совершив кругосветное плавание, "Аврора" вернулась в Петербург. Крейсеру пришлось стать символом революции – носовое орудие 25 октября 1917 года выстрелом дало сигнал к началу восстания. В 1967 году восстановленный крейсер был поставлен на стоянку у набережной Невы. В 70-е годы корабль пришел в негодность, был отведен в Финский залив и тихонько разрезан. Корпус корабля утопили, сохранив лишь часть палубных надстроек. Та "Аврора", что стоит сейчас у набережной новодел по терминологии филателистов, просто модель из железа и бетона. Выпотрошенный корпус настоящей "Авроры" до сих пор загромождает мутную, состоящую из сточных вод Ленинграда акваторию Финского залива. Такова печальная судьба корабля.
"По крайней мере не было лжи" в шорохе тараканов за печкой у Солженицына.
Итак, крейсер "Аврора" утоплен и в жизни, и в книжке, история вернулась на правильный путь, космический корабль пришельцев отправлен в прошлое и там уничтожен. Может быть, объективно имеющее ритуальный характер уничтожение корабля как раз и вызвало перестройку? Ведь она тоже носит всего лишь ритуальный характер. Во всяком случае, Сальвадор просыпается в мире Москвы-2048, и со двора доносится звон горшков, в которых жильцы гостиницы сдают вторичный продукт.
Что касается концовки повести, то она ритмически совпадает с концовкой повести Гоголя "Портрет" – там слушатели тоже не могли понять, был портрет на самом деле, или это только мираж, вызванный долгим рассматриванием старинных картин.
Александр Титов.