Методы лечения чжэнь-цзю существуют в Китае с глубокой древности. Они применяются не только для лечения людей, но и животных. По данным старинной китайской литературы, для проведения чжэнь пользовались острыми концами камня. Этот метод был известен под специальным названием «бянь-ши». Какова была стандартная форма этого камня и его внешний вид, осталось неизвестным. Известно лишь то, что, пользуясь бянь-ши, в древности лечили различные острые и хронические заболевания, а также применяли его в качестве хирургического инструмента при вскрытии гнойников и при кровопускании.
Таким образом, бянь-ши является предшественником метода чжэнь-цзю. На смену бянь-ши в дальнейшем пришли металлические иглы, которые изготовлялись из меди, серебра, золота, железа, а в последнее время из нержавеющей стали.
Метод лечения цзю (прижигание) заключался в том, что к определенным участкам кожи прикладывались комочки тлеющего вещества либо вещества, которое могло вызвать прижигающее действие вплоть до образования ожога. С этой целью использовались главным образом конусы из полыни, а в дальнейшем полынные сигареты.
Место, на которое наносилось раздражение с помощью чжэнь (т. е. укола) или цзю (т. е. прижигания), носило название сюе (точка) для чжэнь-цзютерапии.
Время возникновения метода лечения чжэнь-цзю точно не установлено. Для ознакомления с литературой, касающейся истории развития чжэнь-цзютерапии, приводим следующие исторические и хронологические данные.
В эпоху «Весны и Осени» и «Борьбы царств» (770—222 гг. до н. э.) появились первые книги, описывающие методы лечения чжэнь-цзю. Одним из старейших литературных источников является книга «Цзо-чжуан», написанная Цзю Цю-мином, в которой имеется упоминание о чжэнь-цзю.
К периоду династии Хань относится рукопись «Ши-цзи», автором которой был Сы Ма-цянь. В этой работе (400—500 гг. до н. э.) была изложена биография знаменитого медика того времени Бянь Цяо (или Цинь Юе-жэнь). Бянь Цяо владел в совершенстве методами чжэнь-цзютерапии и применял их в различных областях медицины. Так, он спас жизнь сыну князя Гуэ, чем снискал себе большую славу. Народ говорил о Бянь Цяо, что он «способен оживлять умирающих»; на это Бянь Цяо отвечал: «вернуть умирающих к жизни я не могу, но если болезнь не смертельна, то я могу их вылечить».
К этому периоду относится появление металлических игл, которые приходят на смену бянь-ши. Основанием для такого предположения является то обстоятельство, что в литературе того времени уже встречаются термины «бянь-ши», «бянь-цзю», «лечение уколом» (чянь-шн).
Появление одной из первых медицинских книг «Хуан-ди-ней-цзин» относят к эпохе династий Цинь, Хань и Вэй (с 221 г. до н. э. по 264 г. и. э.). В настоящее время полагают, что это произведение было написано еще до нашей эры, но точно установить это не удалось. По данным одних историков, это произведение относится к начальному периоду ранней династии Хань (206 г. до н. э. по 8 г. н. э.); по данным других, — к концу эпохи «Борьбы царств». Эта книга составлена в виде диалога между императором по имени Хуэнь-ди и ученым Ци Бо. В этой книге были отражены все достижения и успехи, которых достигла китайская медицина более чем за 2000-летний период своего существования, а также были изложены теоретические основы китайской медицины. В этой работе содержались данные по анатомии, физиологии, патологии, диагностике и терапии. Что касается терапии, то здесь главным образом были приведены данные, касающиеся методов лечения чжэнь-цзю. Здесь впервые были описаны 9 форм игл, применявшихся для проведения чжэнь, и полынные конусы для проведения цзю. Книга состояла из 18 томов и делилась на две части. Первая часть называлась «Су-вэнь» и состояла из 9 томов. Вторая часть, состоявшая также из 9 томов, носила название «Лин-шу». В «Лин-шу» были описаны подробно методы лечения чжэнь-цзю, поэтому эта часть известна еще и под названием «чжэнь-цзин» и является классической работой по иглотерапии.
В начальный период ранней династии Хань большой известностью пользовался ученый-медик Чунь Юй-и, который являлся крупным специалистом по чжэнь-цзю и лечению лекарственными средствами. У него имелось много интересных замечаний о показаниях к применению чжэнь-цзю и лекарственных средств с точной дифференциацией показаний к их совместному и раздельному применению.
В конце поздней династии Хань (эпоха Троецарствия) (с 220 по 280 г. н. э.) жил знаменитый ученый-медик Хуа То. Он в совершенстве владел хирургией и методом лечения чжэнь-цзю. По его мнению, для получения наиболее благоприятных результатов при применении чжэнь-цзюте-рапии уколы нужно производить в небольшое число точек (1—2) и извлекать иглу только после появления у больного предусмотренных ощущений. К концу этого периода почти все бянь-ши были заменены металлическими иглами. В дальнейшем применение бянь-ши сохранилось лишь в порядке исключения в деревнях. И в настоящее время встречаются отдельные случаи, когда при оказании скорой помощи используют (главным образом в деревнях) осколки фарфора, черепицы или острые камни. Однако это является редким исключением.
Известный специалист по чжэнь-цзю Хуан Фу-ми (215—282 гг. н. э.) обобщил достижения древней китайской медицины, полученные в период династий Цинь и Хань. Он написал книгу «Цзя-и-цзин», состоявшую из 12 томов. Она является самой древней монографией по чжэнь-цзю, сохранившейся до настоящего времени. Это произведение сыграло большую роль б дальнейшем развитии чжэнь-цзютерапии. К этому времени относится и появление первых схематических изображений точек для чжэнь-цзю, благодаря которым учение о чжэнь-цзю сделало большой шаг вперед. В эпоху Южных и Северных династий были изданы десятки книг, посвященные чжэнь-цзютерапии, в том числе и специальная книга, посвященная цзю.
Знаменитый ученый чжэнь-цзюолог по имени Чжэнь Цюань (541—643 гг. н. э.) внес большой вклад в учение о чжэнь-цзю, проведя унификацию точек для чжэнь-цзю. К сожалению, его работы были утеряны. Другой ученый этого времени Сунь Сы-мяо (581—682 гг. н. э.) также был известен своими работами по чжэнь-цзютерапии, из которых наибольший интерес представляют две работы «Цянь-цзин-фан» и «Цянь-цзин-и-фан», составлявшие в общей сложности 60 томов, которые сохранились до настоящего времени. В этих произведениях имеется специальный раздел, посвященный чжэнь-цзютерапии. Что касается вопроса о расположении точек, то Сунь Сы-мяо исходил из данных, приведенных в монографии «Мин-Тан-Жэнь-Син-Ту», написанной Чжэнь Цюань.
В эпоху Южных и Северных династий широкое развитие получило лечение цзю. В период династии Тан появились врачи, специализировавшиеся по лечению цзю.
В VI веке была издана книга «Гу-чжэн-бин-цзю-фан». В ней изложены данные о применении метода цзю при хронических заболеваниях, вызывающих общее истощение. Примерно к этому же периоду относится появление руководства по рецептуре «Вай-тай-ми-яо», автором которого являлся Ван Тао (752 г.). Особенно большое внимание в этой книге было уделено методу цзю.
Большое распространение метод чжэнь-цзю получил во время династии Тан; в этот период было обращено большое внимание на преподавание методов чжэнь-цзютерапии. В системе медицинского обучения были предусмотрены должности профессора, ассистента, врача, техника по чжэнь. Задача профессора (доктора) заключалась главным образом в преподавании топографии линий и точек, ознакомлении с показаниями к применению чжэнь-цзютерапии, обучении методике и технике применения 9 форм игл при лечении чжэнь. С этого периода чжэнь-цзютерапия становится самостоятельной медицинской специальностью. Для обучения этому методу в Китай приезжали учащиеся из различных стран, в частности из Японии. В этот период метод чжэнь-цзютерапии получил распространение и в Корее.
В конце X века появилась работа У Фу-гу «Сяо-эр-мин-тан-чжэнь-цзю-цзин». Она представляла собой серьезное исследование, посвященное применению чжэнь-цзю в педиатрии. К сожалению, эта работа не получила широкого распространения.
В 1026 г. появилась работа Ван Вэй-и «Тун-жэнь-шу-сюе-чжэн-цзю-ту-цзин» (в 3 томах), в которой была уточнена и упорядочена топография точек для чжэнь-цзю. Правительство постановило издать эту книгу как официальное руководство по чжэнь-цзю.
В 1027 г. по предложению ученого Ван Вэй-и были отлиты две бронзовые модели фигуры человека, на которых были нанесены точки для чжэнь-цзю.
Во время династии Сун были изданы и многие другие работы по чжэнь-цзютерапии, как, например, книга «Вай-кэ-цзю-фа-лунь-цуй-синь-шу», специально посвященная вопросу о применении метода цзю в области хирургии и книга «Бэй-ций-цзю-фан» о применении цзю при оказании скорой помощи, а также большая монография «Гао-хуан-шу-сюе-цзю-фа», о методике применения цзю в точке гао-хуан.
В период династии Ляо (1115—1367) жил известный специалист по чжэнь-цзю Чжи Лу-гу, написавший ряд книг «Чжэнь-цзю-шу», которые не дошли до нашего времени. В XIII веке был известен своими работами по чжэнь-цзю Доу Хань-цин, который написал ряд работ, выражая свои мысли в форме од. В дальнейшем в ряде последующих работ появились его оды.
В 1303 г. был известен своими работами монгольский специалист Ху-тай-би-ле, являвшийся чиновником Юаньского императорского двора. На основе «Ши-сы-цзин» (одной из основных теорий древнекитайской медицины, согласно которой все точки соединены между собой 14 линиями, каждая из которых имеет свое начало, путь и окончание) он описал «Цзинь-лань-сюнь-цзин».
В 1341 г. ученый Хуа Шоу на основании «Цзинь-лань-сюнь-цзин», переработав теорию «Цзин-муэй», установил наименование «Ши-сы-цзин»
(14 линий), которые он описал в книге «Ши-сы-цзин-фа-хуэй».
В период династии Мин (1368—1643) чжэнь-цзю получила широкое применение, появилось много специалистов, вышел ряд крупных монографий по этому вопросу. Так, в 1530 г. ученый Ван Цзи написал «Чжэнь-цзю-вень-дуй». В этой книге, состоявшей из 3 томов, автор на основе своего клинического опыта по чжэнь-цзю-терапии изложил ряд критических замечаний о теории бу-се (прибавление и отнятие). В 1537 г. была издана книга «Чжэнь-цзю-цзюй-ин-фа-хуэй», содержавшая весьма ценный материал по чжэн-цзю. К этому же периоду относится создание трех бронзовых моделей фигур мужчины, женщины и ребенка для более точного определения точек при применении чжэнь-цзютерапии.
Самой известной работой этого периода является «Чжэнь-цзю-да-чэн», написанная Ян Цзи-чжоу. В ней были подведены итоги чжэнь-цзютерапии, достигнутые за период, предшествующий династии Мин. В этой работе приведены разъяснения, примечания и дополнения к прежним теориям, а также изложены многочисленные исследования, характеризующие представление самого автора о чжэнь-цзютерапии. В этот период были изданы два атласа со схематическими изображениями точек, применяемых при чжэнь-цзютерапии, которые сохранились до настоящего времени. К этому периоду относится также использование для педагогических целей бронзовых статуй с нанесенными на них точками (рис. 1).
В период династии Цин (1644—1911) чжэнь-цзютерапия была распространена меньше, чем в период династии Мин. Однако и в это время имелось немало ученых-энтузиастов по чжэнь-цзютерапии, которыми были написаны ценные произведения, как, например, «Цы-цзю-синь-фа-яо-цзюе», являющаяся одной из частей монографии «И-цзун-цзинь-цзянь» (1749).
В 1789 г. вышла книга «Чжень-цзю-и-сюе», представлявшая собой краткий учебник по чжэнь-цзютерапии.
К 1817 г. относится издание книги «Чжэнь-цзю-фэн-юань», автором которой являлся Ли Сюе-цюань. В этой работе было дано дальнейшее развитие вопросов, посвященных чжэнь-цзютерапии, изложенных ранее в книге «Нэй-цзин».
Рис. 1.
Бронзовая статуя в династии Мин.
Изложенные выше данные свидетельствуют о том, что чжэнь-цзютерапия является одним из древнейших методов лечения, получившим большое распространение среди широких народных масс. За многие века существования этого метода накопился огромный опыт лечения ряда заболеваний. На разных этапах исторического развития давались различные обоснования для применения этого метода, получившие свое отражение в многочисленных работах, изданных в период различных династий.