С древних времен в медицинской литературе Китая чжэнь-цзютерапия выделялась как специальный раздел медицины, что имеет своеобразное значение. Применение и развитие метода чжэнь-цзю было описано еще в древней литературе. Вначале для лечения чжэнь применялись каменные иглы — бянь-ши, затем они были заменены металлическими иглами. В прошлом металлические иглы были разнообразных форм: тонкая игла, применявшаяся для глубокого укола; тонкая игла с тупым концом — для точечного надавливания и круглая игла (величина головки иглы как кончик пальца) — для массажа. Существовало также много видов цзю, однако полынное цзю являлось основным. Следует подчеркнуть, что место раздражения при чжэнь-цзютерапии должно соответствовать локализации и характеру заболевания у каждого больного. Лечебный эффект при чжэнь-цзютерапии может быть объяснен современными представлениями о патогенезе болезней. Поэтому при изложении методики чжэнь-цзютерапии необходимо вначале подробно изложить вопрос о точках. Этот раздел и посвящается изложению вопроса о линиях и точках.
На основании изучения древней медицинской литературы Китая выяснено, что в самой древности не было термина «цзин-сюе» (линии с точками), существовал только термин «кун-сюе» (точки), обозначающий то место, куда производится чжэнь-цзю. Затем было обнаружено, что между отдельно расположенными кун-сюе существуют связи. Более 300 точек были постепенно соединены 12 линиями (ши-эр-цзин), которые были затем связаны с внутренними органами. В дальнейшем вместо 12 линий было установлено 14 линий (ши-сы-цзин). Название «цзин-сюе» включает эти 14 линий с точками, расположенными на них.
В эпоху Жэнь-цзун (имя императора) династии Сун (1026) Ван Вэй-и изучил метод лечения чжэнь-цзю, отлил бронзовую статую и составил книгу «Тун-жэнь-шу-сибе-чжэнь-цзю-ту-цзин» (классическая книга с изображением точек для чжэнь-цзютерапии на бронзовой статуе). В период конца династии Юань (1363) Ху-тай-би-ле написал книгу «Цзинь-лань-сюнь-цзин», в которой обобщены данные о 14 линиях с точками (Ши-сы-цзин-сюе). В некоторых книгах, посвященных методам лечения чжэнь-цзю, собрано 360 наименований точек, относящихся к «Ши-сы-цзин-сюе». Точки, не включенные в «Ши-сы-цзин-сюе», но при помощи которых были излечены многие больные, были названы «Цзин-вай-ци-сюе» (лучшие точки вне линий). В эпоху династии Мин Ян Цзи-чжоу написал книгу «Чжэнь-цзю-да-чэн» (полное собрание сочинений по чжэнь-цзютерапии), в которой также описаны «Цзин-вай-ци-сюе».
Некоторые японские ученые-медики попытались вычеркнуть 2/3 цзин-сюе (линии с точками), в результате чего получилось 120 точек. Они считали, что оставленные ими точки основываются на топографической анатомии, а вычеркнутые не представляют большого интереса. Мы считаем, что с точки зрения топографической анатомии разработанные японскими учеными 120 точек представляют известный интерес, однако с точки зрения практического результата при лечении чжэнь-цзю они не все используются и, наоборот, многие из часто применяющихся точек не включены в это число. Нельзя совсем исключать и редко используемые точки, так как, если вблизи последних возникает патологический процесс, приходится использовать их для лечения. Использование этих точек более опасно по сравнению с уколами, производимыми в окружности пораженного очага. В древнем Китае хотя и использовали так называемые тянь-ин-сюе, т. е. точки, расположенные в местах, где возникает патологический процесс, но это делали только в тех случаях, когда недоставало соответствующих точек в окружности пораженного очага. При использовании'местных точек всегда руководствовались состоянием больного. Тянь-ин-сюе не могут заменить Другие важные часто применяемые точки.
Для того чтобы исследовать теорию чжэнь-цзютерапии, нужно познакомиться с вопросом о точках. Ниже приводим описание «Ши-сы-цзин-сюе» (14 линий с точками), изложенное в древних китайских медицинских книгах по чжэнь-цзю.