НАЗАД | INDEX | ВПЕРЕД

* * *

Чарли задрал голову, глядя на ясное небо.

– Почему?

Сиес также посмотрел вверх.

– Ты видишь нижнюю поверхность сферы, образованной А-полем.

– Ты хочешь сказать…

– Конечно, весь Лидом находится под крышей. Температура и влажность регулируются, ветры дуют по заказу.

– И ночи не бывает…

– Мы не спим, зачем же создавать ночь?

Чарли знал мнение о том, что сон, скорее всего, приобретенная привычка, выработанная пещерными людьми, которые по необходимости пережидали темное время суток в пещерах, чтобы избежать встреч с ночными хищниками; согласно этой теории способность гасить сознание и расслабляться в такие периоды стала одним из определяющих факторов выживания.

Он вновь посмотрел на небо.

– А что снаружи, Сиес?

– Лучше спроси у Филоса.

Губы Чарли начали непроизвольно растягиваться в улыбке, однако улыбка сразу исчезла. Это отфутболивание его от одного специалиста к другому всегда происходило, когда вопросы Чарли касались конца той человеческой расы, которую он знал.

– Просто объясни мне одну вещь с точки зрения, э-э, теории, Сиес. Если А-поле прозрачно для света, то оно прозрачно и для любого излучения, верно?

– Нет, я уже объяснял, мы можем придать полю любые свойства, например, сделать его светонепроницаемым.

– О, – протянул Чарли, отвел глаза от неба и вздохнул.

– Полагаю, о статических эффектах достаточно, – сухо резюмировал Сиес, и Чарли оценил его понимание ситуации. – Теперь перейдем к динамике. Я уже говорил, что эта энергия может делать все, что способно делать электричество и электродвигатель. Хочешь передвинуть гору земли? Создай аналоговое поле, направь его туда, пусть оно будет очень тонким, скажем, таким, чтобы пройти между молекулами вещества грунта. Расширь поле до нескольких миллиметров и отведи его назад. Гора передвинется. Очевидно, что перемещаемое тело может быть и горстью земли и горой, его можно передвинуть чуть-чуть и перенести на большое расстояние. Подобным образом можно перемещать любые объекты. Всего один человек может создавать и передвигать любые фундаменты и стены. При этом форма заполняется не обязательно только песком и грунтом: А-поле может быть образовано любыми веществами.

При этих словах Сиес ударил ногой по изогнутой подпорке у окна, отлитой на вид из бетона.

Чарли мысленно поздравил себя с принятым решением не удивляться увиденным техническим достижениям. Когда-то ему пришлось работать на бульдозере на строительстве сухого дока. Однажды он возвращался в гараж. По дороге его остановил бригадир дорожных рабочих и попросил помочь вырыть траншею. Пока парни собирали свои кирки и лопаты, он успел прорыть сто футов траншеи и отвалить грунт в сторону. Работа, которая потребовала бы труда десятков человек в течение недели, заняла у него полторы минуты. Конечно, располагая такой техникой, как лидомцы, один квалифицированный рабочий мог заменить сотни, тысячи и даже десятки тысяч тех, кто работает вручную. Было достаточно трудно, но не невозможно представить, чтобы здание, подобно Первому Медицинскому блоку, было построено тремя рабочими за неделю.

– Мало того, – продолжал Сиес. – Правильно подобранное А-поле может быть использовано для лечения рака и последствий генетических нарушений без каких либо побочных эффектов типа ожогов. И вот еще, думаю, ты обратил внимание на все эти новые деревья.

"На новых людей тоже", – подумал про себя Чарли.

– Видишь эту траву? Ее никто не стрижет, она просто лежит. С помощью А-поля мы транспортируем все, что угодно, перерабатываем пищу, изготовляем ткани – в общем, все.

– Какова же эта энергия?

Сиес потянул себя за свой нос, похожий на лошадиную морду.

– Слышал ли ты когда-нибудь об отрицательной материи?

– Это то же самое, что антивещество. Например, электрон заряжен положительно, а ядро атома отрицательно…

– Ты удивляешь меня! Не знал, что ваши люди проникли так далеко.

– Некоторые, особенно авторы научно-фантастических романов, пошли гораздо дальше.

– Хорошо! Что происходит, если отрицательную материю привести в соприкосновение с обычным веществом?

– Ба-бах! Очень сильный взрыв.

– Правильно – вся масса переходит в энергию, которой содержится огромное количество даже в самой маленькой крупинке. Теперь: если А-поле может создать все, что угодно, то можно создать и маленькое количество отрицательной материи. Достаточно лишь преобразовать обычное вещество в антивещество с выделением энергии. Итак – ты создаешь аналоговое поле с помощью электрического возбуждения. Когда материя начинает поддаваться, очень простое устройство приостанавливает процесс, и при этом остается достаточно энергии, чтобы выполнить любую работу.

– Не буду притворяться, что все понял, – улыбнулся Чарли, – я просто верю на слово.

В ответ Сиес рассмеялся и, с притворной свирепостью, сказал:

– Ты пришел, чтобы познать науку, а не религию.

Тут же он продолжил:

– Ладно, оставим А-поле. Хорошо? Хорошо. Я хотел лишь донести до тебя, что его создание само по себе очень просто, и что с его помощью можно совершить почти все, что угодно. Ранее я упоминал – а если нет, то подразумевал – что вся лидомская цивилизация покоится на двух простых вещах – и это одна из них. Вторая… Вторая носит название "церебростиль".

– Позволь, я подумаю. – Чарли перевел термин на английский язык и собирался сказать: "Новый тип мозгов", но по-лидомски это не звучало. Очевидно, здесь имелось в виду скорее "стилус" в значении "перо". – Что-то вроде записи в мозг?

– Ты уловил суть, кивнул Сиес.

– Ладно… давай объясним так: церебростиль – это способность воспринимать излучения мозга. И она может использоваться и используется для внесения данных в мозг.

Чарли улыбнулся в замешательстве:

– Лучше объясни вначале как это выглядит.

– Просто немного коллоидального вещества в коробке. Разумеется, я упрощаю, хоть это и методологически неверно. При взаимодействии вещества с мозгом получается запись любой конкретной последовательности. Ты, наверное, достаточно знаком с процессом обучения, чтобы знать, что простое декларирование факта недостаточно для обучения. Нетренированный мозг может принять на веру мое утверждение, что спирт и вода взаимно проникают друг в друга на молекулярном уровне и никоим иным образом. Но если я продемонстрирую этот факт путем отмеривания определенного количества каждого вещества и смешения их, в результате чего мы получим количество вещества, меньшее суммы двух его составивших частей, это убедит ученика. А еще перед этим я должен быть уверен, что обучающийся имеет представление о том, что такое "спирт", "вода", "мера" и "смешение", и что он способен преодолеть обычное представление, именуемое здравым смыслом, о том, что смешение двух равных количеств жидкости должно дать количество, равное их сумме. Другими словами, каждому выводу должна предшествовать соответствующая логическая последовательность, основанная на предшествующих наблюдениях и доказательствах.

– Так вот, церебростиль фиксирует определенные последовательности, скажем, из моего мозга и затем передает их, к примеру, в твой мозг; при этом в мозг вносится не только вывод, но и вся логическая последовательность, которая приводит к нему. Все это происходит почти мгновенно, и от воспринимающего мозга требуется лишь соотнести новую информацию с уже имевшейся в нем ранее. Этот момент, к слову, также требует больших усилий.

– Я не уверен, что я… – заколебался Чарли.

Нетерпеливо отмахнувшись Сиес продолжил:

– Я имею в виду, что мозг может, в числе прочих апробированных фактов содержать некоторые умозаключения, к которым он пришел логическим путем помни при этом, что логика и истина два совершенно разных понятия например: спирт и вода несмешиваемы. Последнее утверждение неминуемо придет в противоречие с прочими положениями, которые доказывают обратное. Какое умозаключение возобладает, зависит от того, насколько верно и наглядно будут представлены данные, обосновывающие оба умозаключения. И, наконец (я объясняю крайне сжато), мозг определит, что одно из утверждений неверно. Такая ситуация не будет разрешима до тех пор, пока мозг не установит, почему это неверно. Другими словами, мозг должен поэлементно сопоставить каждый логический шаг взаимно исключающих утверждений.

– Очень разумное обучающее устройство.

– Это единственно известный способ заменить практический опыт, удовлетворенно улыбнулся Сиес, – обучение идет очень быстро. Хочу подчеркнуть, что этот метод не просто доктринерство. С помощью церебростиля невозможно внести в мозг неверное утверждение, каким бы логическим оно ни было, так как рано или поздно оно придет в противоречие с наблюдаемыми фактами, и вся система логических построений разрушится. Равным образом, церебростиль не является детектором, способным выведать секреты индивидуума. Мы имеем возможность дифференцирования между динамическими процессами в мозгу и статическими, то есть процессами хранения информации. Если преподаватель записывает в мозг последовательность, относящуюся к спирту и воде, доводя ее до окончательного вывода, то студент не получит, наряду с информацией по физике, информацию о биографии преподавателя и его вкусах.

Хочется, чтобы ты понял это, поскольку ты вскоре начнешь встречаться с разными лидомцами и будешь удивляться, спрашивая, где они получили образование. Ответ будет: с помощью курсов церебростиля продолжительностью полчаса один раз в двадцать восемь дней. Можешь поверить мне на слово: в промежутках между курсами все обучаемые полностью заняты обработкой полученных знаний, сопоставлением и установкой соответствий, независимо от всех своих иных занятий.

– Хотелось бы посмотреть на это устройство.

– Здесь у меня его нет, но ты уже знаком с этим устройством. Как ты иначе мог бы выучить лидомский язык за – думаю не более, чем двенадцать минут.

– Вот эта штуковина в операционной в кабинете Милвиса?

– Правильно.

Чарли на мгновение задумался, а потом сказал:

– Сиес, ответь, если можешь, почему я должен сам узнать все о Лидоме перед тем, как вы отправите меня назад? Почему бы не потратить еще двенадцать минут и нашпиговать меня всеми необходимыми сведениями?

Сиес покачал головой с мрачным видом.

– Мы хотим знать твое мнение. Твое мнение, Чарли Джонс. Церебростиль доносит до тебя истину, и после того, как ты усвоил ее, ты знаешь, что это истина. Мы же хотим, чтобы ты получил информацию через посредство Чарли Джонса, и тогда мы будем знать выводы, которые сделал сам Чарли Джонс.

– Вы имеете в виду, что я не смогу поверить всему, что увижу?

– Я знаю, что не всему. Видишь ли, церебростиль укажет нам реакцию Чарли Джонса на истину. Твои же собственные наблюдения дадут нам реакцию Чарли Джонса на то, что он полагает истиной.

– Почему это так важно для вас?

Сиес только развел своими худощавыми руками.

– Мы наметили определенные исследования. Проверяем себя.

И, прежде чем Чарли успел ответить или задать дополнительные вопросы, Сиес подвел итоги беседы:

– Итак, ты видишь, что мы не волшебники. Пожалуйста, не удивляйся, обнаружив что наша цивилизация основана не только на достижениях техники. Мы можем многое, это правда. Но правда и то, что мы добиваемся этого с помощью только двух явлений, которые, как мне сказал Филос, тебе абсолютно незнакомы: А-поле и церебростиль. Используя их, мы решаем энергетические проблемы как человека, так и механизмов. Образование, как ты понимаешь его, не требует значительных затрат энергии, оборудования, персонала или времени. Подобным же образом, у нас нет недостатка пищи, домов или одежды. Люди высвобождены для иных занятий.

– Каких же еще? – удивился Чарли.

Сиес загадочно улыбнулся:

– Увидишь…

– Ма! – произносит трехлетняя Карин, когда Жанетт купает ее.

– Что, моя радость?

– Я правда вышла из твоего животика?

– Да, дорогая.

– Нет, мама.

– Кто сказал тебе, что нет?

– Дейв говорит, что это он вышел из твоего животика.

– И он вышел. А ну-ка крепко-крепко закрой глазки или в них попадет мыло.

– А если Дейв вышел из твоего животика, почему я не вышла из животика Дейва?

Жанетт прикусывает губу, чтобы сдержать смех, – она никогда не смеется над детьми, пока они первыми не начнут смеяться, – и разводит шампунь.

– Ну, ма, почему?

– Только матери носят детей в своих животиках, дорогая.

– А папы никогда не носят?

– Никогда.

Жанетт намыливает Карин и смывает, намыливает снова и смывает, затем ополаскивает, и, наконец, маленькое розовое личико может, не рискуя, широко открыть свои голубые глаза.

– Я хочу пускать пузыри.

– Но, дорогая! У тебя мокрые волосы!

Мордашка дочери так умоляет, что мать, улыбаясь, смягчается.

– Хорошо, но только недолго, Карин. Смотри, чтобы пузыри не попали на волосы. Ладно?

– Хорошо.

– Карин с нетерпением следит, как Жанетт наливает немного жидкости для ванн в воду и открывает горячий кран. Жанетт стоит рядом и следит, чтобы пузыри не попали на волосы. Кроме того, она просто любит смотреть, как дочь играет.

– Ну, тогда, – неожиданно заявляет Карин, – нам папы не нужны.

– Что ты говоришь? А кто будет ходить на работу и приносить конфеты, кто купит газонокосилку и все остальное?

– Папы не могут делать детей!

– Но, дорогая, они помогают.

– Как помогают, ма?

– Хватит пузырей уже. Вода слишком горячая.

Жанетт закрывает воду.

– Как, ма?

– Послушай, детка, тебе пока это трудно понять, но папа любит маму по-своему. Он очень хорошо к ней относится, и когда он очень сильно любит маму, у нее появляется ребенок.

Пока Жанетт говорит, Карин уже нашла плоский обмылок и пытается вставить его туда, куда это не положено. Жанетт выхватывает обмылок, шлепает Карин по руке:

– Карин! Не трогай себя там! Это нехорошо!

– Ну как, уяснил?

Чарли задумчиво посмотрел на Филоса, встретившего его у подножья невидимого лифта, как всегда, вроде бы случайно. Темные настороженные глаза Филоса блестели, как будто от какого-то тайного возбуждения… а, может, он просто знал что-то… может, ему знакомо горе. Чарли ответил:

– Сиес имеет ужасную привычку отвечать на каждый твой вопрос, но при этом остается впечатление, что он что-то недосказал.

Филос расхохотался. Чарли и раньше отмечал, что у Филоса приятный смех.

– Думаю, – ответил лидомец, – ты уже готов к посещению главного Первого Детского блока.

Глядя на громады Первого Медицинского и Первого Научного блоков, Чарли усомнился:

– Эти тоже выглядят, как главное.

– Нет, это не главное, – уверенно произнес Филос. – Эти блоки имеют большие размеры, внушительный внешний вид, механическую часть, но при этом они составляют только внешнюю оболочку, причем очень тонкую. Первый Детский блок – самый большой.

НАЗАД | INDEX | ВПЕРЕД