Словом «натура» в настоящем издании переведено арабское мизадж — «смешение». Имеется в виду обоснованное Гиппократом, впоследствии более подробно разработанное перипатетиками, учение о четырех первичных элементах, входящих в состав плотных и жидких органических тел и отдельных их частей. По мнению Галена, на котором основывается и Ибн Сина, эти элементы и присущие им качества нигде не встречаются в чистом, изолированном виде, а только как различные комбинации из них, с преобладанием, однако, в этих комбинациях одного из элементов и его качества. Правильное смешение элементов, соков и их качеств и составляет «натуру», т. е. уравновешенность жизнедеятельности организма, выраженную в состоянии совершенного здоровья. «Натура» может изменяться соответственно с изменениями соотношения четырех соков или четырех качеств первичных элементов. Слово «темперамент», которым раньше обозначалось «смешение», в настоящем издании не принято, во избежание неправильного сопоставления с психическими моментами.
2 Под горячими опухолями разумеются очаги воспаления. Говоря об опухолях, Ибн Сина разумел, согласно античной традиции и формулировкам Галена, расширенное понимание термина «опухоль», включая сюда как неоплазму в современном значении, так и увеличение объема тканей в связи с воспалительным процессом. При этом, однако, он все же выделяет злокачественные новообразования (саратан — рак). T. е. в науках философских.
4 Широко толкуемый термин. По понятиям античных авторов (Гален), пневм — три: 1) естественная пневма, находящаяся в печени и являющаяся общей для всех видов животных, распространяется по всему телу по венам; 2) животная пневма, находящаяся у человека и животных в сердце и распространяющаяся по телу через артерии; 3) душевная пневма, находящаяся в мозгу и распространяющаяся во все органу по нервам.
Соки — согласно гуморальной теории Галена,— четыре основных жидких части человеческого тела, образованные от четырех первичных элементов: слизь (флегма), желтая желчь, черная желчь и кровь.
6 Имеется в виду хирургия.
7 T. е. не здоровых, но и не больных.
8 T. е. режим.
9 T. е., если «естество» воздуха находится в изолированном состоянии, как упоминавшееся выше «естество» воды или «естество» земли
10 Речь идет о первичных качествах четырех элементов.
11 Имеется в виду предложенное Эратосфеном (276—196 гг. до н. э. ) и Гиппархом (II в. до н. э.) разделение земной поверхности на семь поясов — климатов, впоследствии принятое географами мусульманских стран.
12 Ибн Сина различал понятие мышц и мяса как отдельных органов. Такое различие для него, очевидно, состояло в том, что он наблюдал мышцы, участвующие в двигательном акте, а мясо при его других полезностях участвующим в этой функции он не наблюдал.
13 Под понятием «жил» в данном случае имеются в виду не сухожилия,а кровеносные сосуды.
14 Под «бьющимися» сосудами автор понимает пульсирующие сосуды, в отличие от «покоящихся», т. е. не пульсирующих. 16 T. е. приобретенному.
16 T. е. устройство.
17 T. е. сконцентрирована.
18 T. е., чтобы влаги были достаточно хотя бы для одной, а не для обеих вещей.
19 T. е., если бы поступление веществ в организм происходило постоянно в одинаковом количестве,™ оно не могло бы возместить расхода веществ, который увеличивается с каждым днем.
20 T. е. малое поступление веществ в организм и их большой расход.
21 T. е. вырождения.
22 «Посторонний» в терминологии Ибн Сины означает «возникший от посторонней причины,чуждый натуре».
23 T. е. живущие на юге или занятые другой работой.
24 T. е. причин, не связанных с отсутствием пищи.
25 Автор под кипением в данном случае разумеет брожение.
26 Надо понимать— нервноподобных волокон.
27 T. е. материнской.
28 В данном случае под пленкой Ибн Сина подразумевает серозный покров: брюшину и плевру.
29 T. е. в том самом виде, в каком питательное вещество достигает мяса.
30 T. е. при общем отеке, куда включается и отечность мышц.
31 T. е. превращает в отходы.
32 T. е. органов и их частей.
33 T. е. пневмы.
34 T. е. животной.
35 T. е. в мозгу.
36 T. е. инстинкт.
37 T. е. памятующая сила или способность.
38 Под «нарушением непрерывности» или «распадом единого» разумеются различные механические повреждения и смещения органов человеческого тела.
39 Проказа.
40 Слоновость.
41 T. е. гангреной.
42 Термины для обозначения смягчения стула, послабления.
43 Средней молитвой Ибн Сина называет молитву, совершаемую перед закатом солнца.
44 Саратан — рак — название четвертого месяца мусульманского солнечного года, начинающегося в настоящее время с 21 марта по григорианскому календарю. Месяц саратан приходится на период с 21 нюня по 20 июля, когда Солнце находится в созвездии Рака.
45 Асад—.лев — название следующего за саратаном месяца с 21 июля по 20 августа, когда Солнце находится в созвездии Льва.
46 T. е. лекарство, заключающееся в пище.
47 T. е. Амударья.
48 Т.е. при заболевании, позволяющем свободно дышать только стоя и держа
голову прямо.
49 T. е. по степени высоты. «Острые» звуки — высокие, «тяжелые» — низкие.
50 T. е. органу, связанному общими функциями.
51 Род белой съедобной глины