Если мы хотим вывести [из головы] материю и признаки указывают на обилие крови, причем в крови нет изъяна, то какова бы ни была материя, мы начинаем с кровопускания из кифаля и из1 таких сосудов головы, упоминаемых в параграфах о кровопускании, как сосуды лба, носа и сосуды в области ушей. Необходимо, чтобы . кровопускание производилось в противоположной боли стороне. Если дело становится опасным и кровь одолевает, то мы пускаем кровь из яремной вены. Поистине, мы склонны так же делать кровопускание, если преобладают другие соки, и начинаем с этого, ибо кровопускание является общим [способом] опорожнения для [всех] соков. Если материя [состоит] только из крови, то достаточно полного кровопускания. Когда же имеются и другие соки, мы смотрим, и если [в заболевании] соучаствует все тело — производим опорожнение всего тела, затем пускаем кровь из одной лишь головы и применяем подходящие для нее особые опорожнения. Мы, разумеется, приступаем к ним лишь после опорожнения всего тела, если в теле имеется какой-нибудь [дурной] сок, и делаем это только в том случае, когда знаем, что материя, находящаяся в голове, созрела. Это устанавливается наблюдением над тем, что просачивается из мозга: [истечения] должны быть не очень жидкие и не очень густые.
Если заболевание достигло конечной стадии и мы уже ранее довели [соки] до зрелости с помощью способствующих созреванию втираний, поливаний и лекарственных повязок, то опорожнение головы производится главным образом путем полосканий горла; [их применяют], когда нет опасений, что повреждены легкие, и если низводимые при полоскании горла [жидкости] не принадлежат к разряду острых и жгучих соков, а также когда больной не предрасположен к легочным заболеваниям и может предохранить себя от проникновения в легкие чего-нибудь нехорошего, и если состояние головы требует больше внимания, чем состояние легких. Мы употребляем также нюхательные средства, раскрывающие [проходы] и вызывающие чиханье, лекарства для введения в нос и поливания, чтобы отвлечь материю от головы.
Иногда мы прикладываем к голове, обрив ее, повязки с лекарствами, облегчающими [выход] запертого в ней сока; [мы действуем таким образом], если нет опасений испортить этими повязками натуру и есть уверенность, что материя зрелая и легко поддается выведению. При всем этом должно остерегаться, как бы при выведении холодных соков не вывести одни лишь жидкие соки, задержав густые. Способ достигнуть [желаемой] цели таков. Мы осуществляем опорожнение, предварительно размягчив [соки] смягчающими и способствующими созреванию лекарствами, а произведя опорожнение, всякий раз применяем после него мягчительные. При опорожнении от острых соков, когда неизбежно приходится в некоторых случаях применять горячие лекарства вроде ийараджа, смолы скаммония и турбита с лавандой, следует остерегаться появления горячего расстройства натуры. Мы всячески стараемся этого избежать и стремимся обезвредить послабление от [горячих лекарств] и опорожнение путем полоскания горла и другими средствами, применяя охлаждающие лекарственные повязки; мы прибегаем к употреблению [горячих] лекарств только при полной уверенности [в успехе, зная], что когда больной принимает их, они обычно производят у [него] послабление и опорожнение, и что назначение таких лекарств не приведет к гибели [больного] или порче [его натуры].
Если соки незрелые, то сначала надо довести их до зрелости соответствующими для каждого [случая] средствами, как мы скажем [ниже]. Если соки поднимаются [в голову] с определенной стороны [тела] или из всего тела, то мы отвлекаем их в обратную [сторону]. Например, если соки [поднимаются] из нижних [частей] или из всего тела, мы применяем клизмы и лекарства, вводимые через задний проход, и перевязываем конечности, особенно ноги. Или же мы производим опорожнение [соответствующего] органа; если это, например, желудок, то при помощи ийараджа фикра, а если селезенка, то особо предназначенным для нее лекарством, и так же опорожняем всякий орган. К каждому из них мы применяем меры, соответствующие тому, что ему присуще. Вот каковы общие правила, относящиеся к материи. Если делается опорожнение какой бы то ни было материи и по причине этого возникает расстройство натуры, то мы лечим противодействующими [расстройству средствами]. К числу общих правил лечения при различных соках и жидкостях в голове принадлежит, по учению приверженцев прижиганий, [правило] прижигать в том месте, куда от конца носа простирается расстояние между указательным пальцем и мизинцем, или там, докуда доходит половина нитки, [протянутой] от одного уха до другого; голову следует сначала обрить. А теперь вернемся к подробному изложению [предмета].
О крови. Если во всем теле имеется и уже образовалась [в голове] обильная материя, ты делаешь кровопускание из кифаля; если же [материя] еще не образовалась [в голове], но вскоре образуется, то отворяй “черную вену”. А если ты боишься, что материя образуется там, хотя она еще не начала образовываться, и если, например, имеют место такие причины, привлекающие соки в область головы, как внешний жар, удар [по голове] и прочее, то пускай кровь из басилика. Если же ты хочешь оттянуть больше [материи], то пусти кровь из лядвейной вены и поставь банки на голень, на одну пядь выше щиколотки, а также отвори сосуды ноги. Если [кровяная материя образовалась] при соучастии [с мозгом] какого-нибудь органа, то пусти кровь из общего для них сосуда, когда желаешь опорожнить их оба и материя пребывает в покое. А если ты хочешь оттянуть [материю] в сторону и одновременно опорожнить соучаствующий орган, то пускай кровь из сосуда, общего [для мозга] и для органа, заболевшего раньше [мозга]; при этом [кровопускание] делается в противоположной голове стороне.
Далее, если материя направляется к одной только голове или кровяная [материя] образуется сначала в одной лишь [голове], то пока она находится в наружной оболочке черепа, как мы скажем! потом в [параграфах] о частных заболеваниях, или боль ощущав ется возле швов черепа и ты хочешь применить легкое лечение,4 поставь банки около затылочной впадины. Когда же [материя] находится глубоко и нет надежды оттянуть ее кнаружи, то пускай кровь из сосуда лба, особенно если боль ощущается сзади. После! взятия крови больной принимает опорожняющие, если они все> еще нужны, приготовленные из миробаланов и выжатых соков плодов, и ему делают клизму, а если болезнь тяжелая, как например, кровяная сакта, то пускают кровь из яремной вены.
Что же касается лекарств, способствующих созреванию, то если [материя] слизистая или черножелчная, наилучшими лекарствами для доведения ее до зрелости являются [лекарства], способные разрежать, отрывать и растворять, как например, майоран, листья лавра, полынь, тысячелистник сантолиновый, ситник ароматный, ромашка, донник лекарственный, укроп, полиподиум, повилика,— два [последних] особо пригодны для черножелчной материи, а также тимьян, иссоп, пулегиевая мята, рута, полынь-чернобыльник и все те горячие лекарства, которые мы записали в рубриках о растворении и доведении до зрелости; однако меры лечения при слизистой материи и черножелчной материи различны, о чем мы упомянем далее. Степень этих лекарств должна повышаться соответственно количеству материи; когда она обильна по количеству и сильна по качеству, то мы применяем сильные горячие лекарства, вплоть до четвертой степени [теплоты], как например, слюногон, фурбийун и другие, если, конечно, нет опасности, что соки закипят. Это случается, когда материи слишком много, и мы боимся, что от согревания увеличится ее объем, и она вызовет болезненные спазмы или опухоль; тогда мы должны начать с изгнания некоторого количества материи и затем уже взяться за доведение оставшейся [ее части] до зрелости. При доведении до зрелости сырых и незрелых соков лучше всего лечить, накладывая повязки с умеренно согревающими лекарствами, дать [больному] покой и перевязать [ему голову], чтобы созревание происходило постепенно. Если [материя] скудна по количеству и слаба по качеству, то мы ограничиваемся нежными [лекарствами], согревающими не сильно, в первой степени; а если она средняя, то [применяем] средние [лекарства].
При черножелчной материи мы не ограничиваемся такими средствами, чтобы не усилить высушивание, особенно, если черная желчь не естественная, а перегоревшая,— нет, для доведения до зрелости материи черной желчи нам обязательно нужны смягчающие и увлажняющие [лекарства], за которыми следуют [лекарства], способствующие созреванию и растворяющие, но нежно — во второй и третьей степени. Лучше всего сочетать смягчающие и увлажняющие [лекарства] с горячими, отрывающими и растворяющими. Что же касается горячей материи, то доведение ее до зрелости достигается [средствами], сгущающими ее состав и вместе с тем открывающими и отрывающими; таковы охлаждающие и увлажняющие лекарства, способные очищать и промывать, вроде ячменной воды и парного козьего молока. От молока следует воздерживаться больным, у которых [наблюдается] слабость сил и головные боли; это же условие относится и к средствам, доводящим [соки] до зрелости. Они должны употреблять воды, в которых варились листья ивы, фиалки, кувшинки, “посоха пастуха” и все овощи, холодные [по натуре], описанные в [соответствующих] рубриках простых лекарств. К [этим лекарствам] примешивают немного уксуса, чтобы их сила проникла глубже; если в них имеется малейшая густота, то добавляют ромашки лекарственной и алтея. Если у больного бессонница и он хочет, чтобы ее не было, то [к лекарствам] добавляют кожуры маковых [коробочек].
Я говорю: уксус это общее [средство] против всех видов материи. Охлаждающее свойство уксуса можно ослабить легчай шим способом, н после этого сохраняется его свойство проводить лекарства вглубь и отрывать [соки]. Это относится к употреблению уксуса против холодной материи, но при доведении до зрелости горячей материн его не следует предпочитать (другим средствам). Все горячие масла, упоминаемые в Фармакопее и получаемые из различных пахучих трав, цветов и растений, применяются при доведении до зрелости холодных (соков]. Если же материя очень холодна или обильна по количеству, или трудно рассасывается, то употребляют масла, приготовляемые из горячих камедей, крепких пряностей, масла бана, жасмина, нарцисса, касатика, аргувана, ромашки, лавра, майорана, нарда или оливкового масла, в котором варилась свежая рута, свежая пулегиевая мята, свежий укроп или свежая ромашка и сходные с ними лекарства, упоминающиеся в Фармакопее, а также нефть. Что же касается бальзамового масла, то вследствие своей разреженности оно быстро рассасывается ч не приносит в мазях большой пользы, соответствующей его силе.
Мы противостоим материи путем опорожнения или отвлечения ее |в противоположную сторону или же применяем и то и другое, Вместе. Отвлечение в обратную сторону (от головы] есть отвлечение )к рукам и к ногам; этому способствует растирание их с солью И фиалковым маслом или маслом ромашки лекарственной в зависимости от натуры (больного]. В случаях, о которых мы ведем речь, применяются также физические упражнения, причем голову оберегают. чтобы она не двигалась вместе с телом, а двигались только нижние конечности. Это такое упражнение, при котором человека подвешивают на веревке или он свешивается со стены, касаясь ее верхней частью [тела], н непрестанно двигает ногами; это делают после опорожнения. Растирание и перевязывание конечностей сверху вниз тоже относится к числу таких (мер), особенно перед кормлением больного; при этом голову иногда очищают с помощью только легкого воздействия, например, растирания, надавливания, пощипывания и даже расчесывания (волос]. Применение качелей тоже относится к числу особых способов очищения [головы], которым и пользуются в конце литаргуса.
К средствам, общим для обеих целей, принадлежат: клизма, лекарства, вводимые через задний проход, мочегонные и потогонные, применяемые в соответствии с (качеством] материй и силами [больного]; все они перечислены в Фармакопее. Что же касается слабительных, опорожняющих голову вместе со всем телом, то это пилюли из ийараджа, пилюли кукийа н пилюли из лаванды греческой. Эти (средства] более подходят при перегоревших соках, в которых преобладает желчь и которые к тому же несколько густы; они даже являются общими для желчной н слизистой [материи]. Сильнее всех таких лекарств (действует] настой сабура на соке цикория, особенно самый крепкий настой, который описан в Фармакопее, или настой ийараджа, а также рвота, вызванная сиканджубином с семенами садовой лебеды. Отвар миробаланов, сливы, дымянки, плодовое и фиалковое вино, отвар кассии слабительной и тому подобные лекарства, усиленные добавлением смолы скаммония или не усиленные, смотря по состоянию тела, отсутствию или наличию лихорадки, возрасту и силам [больного] — все это и им подобное подходит при жидких и желчных соках. Ийарадж Архигена, ийарадж Руфа, ийарадж с лугазией, ийарадж Галена, пилюли, приготовленные с ляпис лазурью и чемерицей, о чем мы упомянем далее, подходят при соках | густых и черножелчных; [хороши] также все [лекарства], в которые входит лаванда греческая.
В таких случаях полезна также рвота, вызванная приемом сиканджубина, семян редьки н мякоти колоквинта вместе с прочими лекарствами, выводящими густые и липкие соки, которые упомянуты и перечислены нами в Фармакопее, а также и другие сложные [средства], подробно описанные [там же]. Однако эти [сложные средства] разделяются на несколько разрядов. К первому относятся те, которые [приготовлены] с ийараджем, турбитом, повиликой, агариком, бобровой струёй и тому подобные, потом идут “великие пилюли”, затем [чистые] ийараджи и затем оба вида Харбина; черный — против черной желчи и белый — против слизи, причем [их] следует употреблять осторожно и с опаской. А ляпис-лазурь и промытый “армянский камень” [можно применять] против черной желчи без боязни и опаски. Следует начинать с самых слабых [средств] и постепенно переходить [к более сильным], пока не выяснится по состоянию болезни, что она прекратилась. А жидкие слабительные для очищения головы — это шабйары, из которых приготовляются “великие пилюли”; небольшое количество их оказывает достаточное действие вследствие задержки [в желудке] и повторное употребление их не вредит из-за незначительности (дозы); после [приема пилюль] следует поспать, чтобы движение и бодрствование не уничтожили действие [лекарства]. Основной частью и как бы закваской для них служат сабур и ийарадж, затем добавляют мастике для укрепления желудка и миробаланы, чтобы не допустить в голову острые пары, если они образуются в желудке. Когда хотят применить [шабйары} против желчных соков, то добавляют к ним смолу скаммония и тому подобное. Иногда употребляют смолу скаммония с [лекарствами, содержащими] сабур и применяемыми для очищения самой головы или желудка; [это делается], когда болезнь мозга обусловлена соучастием [желудка], дабы воспрепятствовать с помощью лекарства, способ ствующего очищению, чрезмерно согревающему [действию сабура] вследствие долгого пребывания его в желудке и возбуждению [соков], делающему очищение неполным.
Если же хотят помочь выведению слизистых соков, то прибегают к мякоти колоквинта с имбирем, турбитом, лавандой греческой и тому подобным [средствам], а когда желательно [изгнать] черножелчные соки, то назначают небольшое количество харбака, повилики, полиподиума и тому подобного. Их [употребляют] в виде многочисленных пилюль в разных прописях, которые ты найдешь в Фармакопее. Оттуда ты узнаешь об их полезностях и о выборе их. К числу очищающих средств, предназначенных для самой головы, относятся полоскания горла; во всех этих полосканиях употребляется мурри. [Но] если соки чисто желчные, то для очищения от них не применяют полосканий, опасаясь, что [соки] могут спуститься в грудь, приобретя от острых очищающих лекарств чрезмерную остроту. А [лекарства] с уравновешенной натурой, изгоняющие желчь осторожно и нежно, не оказывают [сколько-нибудь] значительного действия при полоскании горла. Если какое-либо из них и полезно, то это сиканджубин из семян с соком чистого цикория и сиканджубин из морского лука, приготовленный со смолой скаммония, а также отвар вьюнка, отвар сливы, фиалковое вино, тамаринд с небольшим количеством смолы скаммония и [все прочее], что идет этим путем.
А когда соки желчны и притом густы, то полоскание [приготовляется] с мурри, сабуром, ийараджем или с сиканджубином из семян или из морского лука с добавлением ийараджа. Ты можешь усилить эти средства смолой скаммония и небольшим количеством турбита, но не иди дальше этого. Если же густые соки являются слизистыми, то добавляй к этим [средствам] мякоти колоквинта, лаванды греческой, имбиря, турбита, ийараджа Архигена и Фава-стуса. Иногда приходится применять вместе с тем еще горчицу, слюногон, перец с мастиксом; этим ты повышаешь степень действия лекарств, когда сила соков значительна. Нередко примешивают еще слюногон, перец, имбирь, аир и даже живокость и тому подобное, а иногда добавляют такие разрежающие средства, как иссоп, китайская корица, цейлонская корица, са'тар, кора корней каперсов, пулегиевая мята и [все] то, что идет тем же путем. Что касается вызывающих чиханье [лекарств], то против желчных соков применяют такие средства, как пары уксуса, в котором развели немного смолы скаммония, или нюхание острого и кислого фукка. При слизистых [соках] употребляются качим, перец, лук, чеснок, кресс посевной, горчица, горячие семена и то, что идет тем же путем. Из этих лекарств делают лекарственные повязки, а иногда — мазь на виски. При введении лекарств в нос желательно [вызвать] либо охлаждение и увлажнение, либо растворение, либо укрепить [мозг]. Вводя в нос сильные растворяющие лекарства, делай это постепенно, и в первый раз употребляй их с розовым маслом или молоком или с чем-нибудь в этом роде, а во второй раз — с выжатым соком свеклы и тому подобными средствами. В третий раз добавляется сок майорана или что-либо сходное.
Если источником материи и паров является один лишь желудок, то обращай внимание на вещество образующегося в желудке сока — ты определишь его по тому, что узнаешь в параграфах о болезнях желудка,— и выводи этот сок. Когда материя в голове представляет собой запертые пары и ветры, то следует растворять их .водой, в которой варили полынь, повилику, тимьян и [другие] лекарства, упомянутые в соответствующих местах; подобает также капать в уши маслом жасмина, лавра и майорана. Желая укрепить тело мозга и воспрепятствовать поднятию туда • желчных соков из желудка и прилежащих к нему областей, должно кормить [больного] кислыми плодами, главным образом кислыми гранатами, яблоками, грушами и давать незрелый виноград, особенно после еды.
Что же касается закупорок, то их лечат постоянными открывающими поливаниями; [жидкость] следует лить с высоты, как и все прочие средства для поливания при всяких болезнях, чтобы сила [лекарства] проникла глубже; голову нужно держать прямо, дабы лекарство попадало на темя, выше задней части головы и на твердые кости [черепа. Лечат закупорки] еще и средствами для жевания, пилюлями шабйар и растворяющими маслами. Если же причиной боли [в голове] являются ветры в желудке, то его очищают, потом дают масла сладкого и горького миндаля с отваром пажитника, дикого тмина и тому подобного; дают также масла клещевины с настоем сабура.
При лечении горячих опухолей должно начинать с уже упомянутых охлаждающих и отвлекающих средств в смеси с уксусом и с розовой водой, если только нет сильной боли; если боль есть, избегай уксуса. Полезно также применять порядочно, но не слишком охлажденное розовое масло, разбавляя его большим или меньшим количеством уксуса и смазывая им голову и лоб, а также настой паслена, семян арековой пальмы, шафрана, сандалового дерева, мазь из мачка рогатого, армянскую глину, очищенную чечевицу и тому подобное, или воду, в которой варили холодные вяжущие [средства]; из горячих веществ с сильно вяжущими свойствами применяются те, в натуре которых [теплота] сочетается с холодностью, как, например, тамариск. Избегай сильно охлаждающих средств, приготовленных, например, из снотворного мака, опия и другого, и [применяй их] лишь при большой необходимости и сильной боли. Ромашка иногда ослабляет в мазях силу лекарств, вызывающих онемение. Рвота принадлежит к числу тех средств, от которых нет пользы при лечении заболеваний головы, если они не обусловлены соучастием материи в желудке, лучшим способом изгнания которой является рвота.
Говорит Гален: “Степень необходимости в [применении] при головной боли средств, вызывающих онемение, не такова, как при куландже; поистине боль при куландже иногда доводит до смерти, а при головной боли этого большей частью не бывает”. Если материя очень остра, то употребляй соки упомянутых плодов, затем обратись к вышеназванным средствам, доводящим острую материю до зрелости, а после этого назначай [лекарства] с самым незначительным растворяющим свойством, например, варенный в воде курут или [кипяченные в воде] корни мирта, а из масел — свежее масло ромашки, одно или в смеси с розовым маслом, в зависимости от остроты болезни, густоты материи и близости или отдаленности окончательного созревания [опухоли]. Затем назначай воду, в которой варились корни сельдерея и фенхеля, и отруби с семенами этих растений, а также пажитник, алтей, донник и белую ромашку, а из масел — масло укропа и ему подобное, пока [опухоль] не созреет и не рассосется. Применяй также лекарственные повязки, приготовленные из этих [веществ].
Что же касается необходимых опорожнений, то следует начинать с того, что соответствует [той или иной] материи; для питания больного, особенно при желчной опухоли, назначают легкую и влажную пищу. При холодных опухолях следует начать, как и при прочих, с опорожнения, употребляя для этого средства, в которые входят масло клещевины, масло горького миндаля, [ийарадж] фикра и тому подобные разновидности питья, известного под названием “сока корешков”. В начале из отвлекающих ограничиваются только розовым маслом, примешивая к нему такие разрежающие средства, как тимьян, пулегиевую мяту и, особенно, бобровую струю, затем применяют морской лук сам по себе в виде лекарственной повязки или полоскания, если только это возможно. Иногда дают пить две трети мискала бобровой струи, особенно тем, кто страдает литаргусом, затем употребляют упомянутые нами лекарства, которые способствуют созреванию и обладают свойством разрыхлять и немного растворять. После этого в периоде завершения [болезни] при всех холодных и горячих [опухолях] употребляют разрыхляющие, но при холодных [опухолях] применяют полностью разрыхляющие и сильно растворяющие средства в виде соков, лекарственных повязок и масел. Знай, что всем, кто жалуется на болезнь в голове от материи, вредит вино и долгое пребывание в бане; всякому страдающему заболеванием оболочки мозга очень вредна холодная вода.
При лечении расстройства одной горячей натуры применяются [средства] с охлаждающими свойствами, [то есть] такие холодные, охлаждающие овощи и масла, как розовое масло, масло ивы, кувшинки, фиалки — лучшим из них всех является розовое масло, а также масло-семян тыквы, семян латука и семян снотворного мака. Иногда при сильной боли употребляют масло семян белены. Лучшая из таких мазей — та, для которой основой служит масло, выжатое из не совсем зрелых и несоленых маслин. Что же касается холодных овощей и подобных им [средств], то все они тебе известны: это, например, латук, портулак огородный, кожура тыквы и то, что с ними сходно, а также листья ивы, листья кувшинки, паслен, “посох пастуха”, живучка, сок огурца и тыквы, ячменное толокно с уксусом, розовая вода, камфора, сандаловое дерево, акакийа, лахлака с розовым маслом и уксусом. При этом не следует переходить к средствам, вызывающим онемение и застывание пневмы, если нет большой необходимости. .Говорят, что уксус не должен быть очень острым или винным, ибо такой [уксус] вреден. К числу [охлаждающих средств] относится еще слизь подорожника блошного с уксусом, сок кориандра и его листья. Следует избегать наложения таких лекарственных повязок и мазей на заднюю часть мозга, являющуюся местом, где начинаются нервы. Эти средства приносят пользу мозгу, [проникая] через шов, находящийся на темени, и через венечный шов, а через заднюю часть [черепа] они не доходят до самого мозга, портя места начала нервов.
Лечат также, давая нюхать холодные благовония и вводя в нос [вышеупомянутые] масла и выжатые соки. В пищу [больному] дают чечевицу, маджж, то есть маш, ячменную кашицу, шпинат, садовую лебеду, тафшил и тому подобное. Упомянутыми овощами и листьями устилают жилище [больного], чтобы он [постоянно] находился в прохладном помещении, где разбросаны освежающие ветки. Иногда велят ставить туда настой шахисфарама и цветы хны. [Однако] я думаю, что лучше всего ставить возле [больного] шахисфарам, обрызганный холодной водой. Также приносит пользу давать [больному] холодные плоды, лед и большое количество воды. Если при теплоте наблюдается не сухость, но, наоборот, влажность [натуры] без материи, а это очень редко бывает при заболеваниях мозга, то прикладывай мази с соком плодов, обладающих вяжущими свойствами, как мы упоминали выше; это особенно [полезно] в начале горячих опухолей. Всех таких [больных] следует оберегать от внутренних душевных движений и не давать им часто смотреть на блестящие предметы. Пусть [стараются] не глядеть на молнию и на что-нибудь блестящее; следует также щадить их слух.
Если же расстройство натуры холодное, то употребляй лекарственные повязки и воды, приготовленные из упомянутых горячих лекарств и перечисленных выше масел, особенно из подогретого масла руты. Когда требуется усилить [лекарство], добавляй к нему фурбийуна, а также масла лавра, майорана и тому подобное. Если [натура] вместе с тем черножелчная, при естественной черной желчи, или слизистая, то согревай [натуру] и увлажняй ее; если же [желчь] перегоревшая, то воздерживайся от всего того, что сушит или горячит, и ограничивайся увлажняющими, [то есть] молоком, маслами, поливаниями, лекарственными повязками и [лекарственной] пищей. Если при холоде имеется еще сухость, то также сочетается увлажнение с согреванием. Когда при холоде наблюдается влажность, то употребляют названные опорожняющие средства и упомянутые в [соответствующих] рубриках лекарства с впитывающими и согревающими свойствами.
Тебе должно знать, что жидкие лекарства для головы употребляются, как мы упоминали, либо путем капания, либо их задерживают [на голове] в ободке из теста или в смоченной ими шерстяной тряпице, которой [как бы] увенчивают голову. Лить [лекарства] следует на переднюю часть темени. Если этим [лекарством] будет молоко, то не следует оставлять голову запачканной, а надо ее вымыть. Также не годится надолго запирать [молоко] в короно-образном ободке, и его нужно возобновлять, ибо оно быстро загнивает; лучше всего употреблять [такие лекарства], предварительно обрив [голову], так же как и все лекарственные повязки и средства для втирания. При кормлении [больных], страдающих заболеваниями головы, вызванными материей, растирай [сначала] конечности, облегчи область головы и укрепи ее при помощи отвлекающих средств.