НАЗАД | INDEX | ВПЕРЕД

Глава III
ПРИЕМЫ БУ-СЕ («ПРИБАВЛЕНИЕ» И «ОТНЯТИЕ»)

  • В качестве примера приводится следующее наблюдение.
  • Другой пример.
  • Результаты при проведении чжэиь-цзю в одной точке в зависимости от силы и продолжительности раздражения в известной степени отличаются друг от друга. Выше указывалось, что для получения успокаивающего, гипотензивного и тормозного действия нужно применять длительное, глубокое и постепенно нарастающее «сильное» раздражение — тормозной метод. Для того чтобы вызвать стимулирующее возбуждающее действие, нужно применять кратковременное, поверхностное, легкое и быстрое раздражение — возбуждающий метод. Это относится только к основным принципам применяемых при чжэнь-цзю приемов; однако существует еще много деталей, требующих дальнейшего изучения.

    В старых работах по чжэнь-цзютерапии уделялось большое внимание вопросу о «бу-се» (бу — прибавить; се — немного отнять). В древности считали, что при заболеваниях с пониженной функцией нужно «прибавить», а при заболеваниях с повышенной функцией нужно «отнять». Применение прибавления и отнятия определяется синдромом заболевания и ощущениями, получаемыми в процессе проведения процедуры. Так, при лечении болей и судорог (состояние с повышенной функцией) нужно «отнять». Согласно современным представлениям, в этих случаях нужно путем применения тормозного метода вызвать успокаивающее, гипотензивное действие. При лечении коллапса и параличей, свидетельствующих о наличии состояния с пониженной функцией, нужно «прибавить», т. е. оказать возбуждающее влияние, так как по нашему современному представлению применение возбуждающего метода вызывает стимулирующее действие.

    Согласно теории бу-се, при заболеваниях, сопровождающихся понижением или выпадением функции органа, системы или нарушением функций организма в целом, нужно проводить бу, т. е. «прибавить» энергии, оказать возбуждающее действие; а при заболеваниях с повышенной функцией нужно проводить се, т. е. немного «отнять» энергии, иными словами, оказать тормозное действие.

    Если у больного после введения иглы ощущение либо совершенно отсутствовало, либо было слабо выражено, то это в известной степени являлось показателем пониженной функции, и в этих случаях нужно «прибавить», т. е. с точки зрения наших современных понятий нужно применить короткое сильное раздражение в виде непрерывного вращения либо пунктирования. Наоборот, если после введения иглы возникает сразу сильное ощущение или местное напряжение мышц, что, по данным древнекитайской литературы, является показателем состояния повышенной функции, нужно «отнять», т. е. применить длительное раздражение с постепенно нарастающей интенсивностью путем медленного вращательного движения и последующим оставлением иглы.

    В древности большое внимание обращалось на лечебный эффект при раздельном и сочетанном применении чжэнь и цзю для регулирования силы раздражения. Указывалось, что когда метод чжэнь неэффективен, можно применять цзю. Однако все это требует еще дальнейшего изучения.

    Древние медики считали, что в организме существует «чи» (настроение) и «шэнь» (дух), причем «шэнь» управляет «чи», а «чи» управляет кровообращением. Все эти понятия были разработаны на основании накопленных наблюдений. В тот период еще отсутствовали какие-либо представления о деятельности нервной системы. Высказывались предположения, что в организме имеется вещество, которое регулирует кровообращение и функции различных тканей и органов, причем представление об этом веществе не носило мистического характера.

    Имелись отдельные высказывания, что неодинаковое действие чжэнь-цзю зависит от отнятия «чи» и прибавления «чи». В связи с этим опытным путем были разработаны некоторые методики прибавления «чи» и «отнятия «чи». Так, например, были описаны следующие приемы отнятия: «нужно медленно ввести иглу и быстро ее извлечь», «один раз ввести иглу и три раза неполно извлечь». Это указывает на необходимость в этих случаях при введении иглы осторожно и медленно ее вращать. Поворот иглы 6 раз подряд с последующим ее оставлением применяется также для отнятия.

    Прием прибавления, описанный в древней литературе, проводится следующим образом: иглу нужно «быстро ввести, медленно извлечь, либо три раза подряд ввести, один раз извлечь», «делать пунктирование» либо вправо, либо влево. Все это говорит о том, что в этих случаях нужно увеличить силу раздражения.

    Другим приемом, предназначенным для прибавления, является вращение 9 раз с последующим медленным извлечением иглы и оставлением при этом узкого отверстия. Число «девять» считается «прибавлением». Узкое отверстие укола предназначено для того, чтобы не допускать выхода «чи» из организма.

    Кроме того, в древних работах, посвященных вопросу о прибавлении и отнятии, были изложены специальные данные о направлении вращения иглы. Считалось, что вращение по течению — «прибавление», вращение против течения — «отнятие». Исходя из личного опыта, автор указывает, что вращение иглы вправо и влево часто оказывает неодинаковое действие. Однако стандартных правил о направлении вращения не существует.

    Основным условием для правильного проведения процедуры является учет ощущений больного и тщательное наблюдение за изменениями в течении заболевания. Если при наличии у больного судорог или болей после введения иглы облегчение наступает после вращения иглы влево, а при вращении вправо явления не уменьшаются, то иглу нужно вращать главным образом влево; таким образом определяется сила раздражения при вращении. Вращать иглу и делать пунктирование нужно так, чтобы и врач, и больной отмечали изменение в течении симптомов.

    В качестве примера приводится следующее наблюдение.

    У больного со спазмом лицевых мышц справа спустя 6 часов после появления спазма начато чжэнь в точке сы-бай на больной стороне. При вращении иглы влево подергивание в области правого глаза и угла рта усиливалось, а при вращении вправо — исчезало; поэтому проводилось медленное вращение иглы вправо. Так продолжалось 8 минут, подергивания не повторялись. После этого иглу оставили еще на 12 минут, а затем извлекли, делая легкие вращательные движения вправо.

    Другой пример.

    Больной со спазмом лицевых мышц справа обратился к врачу спустя 3 месяца после начала заболевания. Ему проводили чжэнь в точке сы-бай на больной стороне. При вращении иглы вправо спазм усиливался, при вращении влево спазм исчезал. При этом при большой амплитуде вращения влево спазм возобновлялся, при малой амплитуде спазм исчезал. Поэтому процедуру продолжали, медленно вращая иглу влево с небольшой амплитудой в течение 40 минут. После этого спазм исчез.

    У больной со спазмом лицевых мышц слева (давность заболевания больше года) часто наблюдались подергивания верхнего и нижнего века. Начали проводить уколы в точках, расположенных в окружности левого глаза. При этом вращали иглу как вправо, так и влево. Как только вводили иглу, независимо от направления вращения, подергивания исчезали, а после извлечения иглы вновь возобновлялись. В связи с этим начали проводить уколы и в отдаленных точках сань-ннь-цзяо, ди-пзи (для урегулирования нарушенных менструаций), а также повторяли уколы в точках вокруг глаза. После проведенного курса наступило выздоровление.

    Указанные выше данные свидетельствуют о том, что стандартного правила для направления вращения иглы не существует. Все зависит от состояния больного в момент проведения лечения.

    При некоторых очень сложных заболеваниях заметить непосредственно лечебный эффект бывает трудно. Возникает вопрос, как поступать в таких случаях? Правильное применение дозированной силы раздражения зависит от опыта; что касается направления, то лучше применять равномерное вращение вправо и влево. Этот метод в древних медицинских книгах был изложен под названием «одинаковое прибавление и отнятие».

    Наряду с выбором правильных приемов при применении чжэпь-цзю необходимо также обращать внимание и на выбор точек. Как приемы, так и выбор точек являются критерием дальнейшего успешного лечения.

    Для иллюстрации этого положения приводится следующий пример. Больной Ляо, 72 лет, страдал заболеванием желудка и гипертонической болезнью. Основные жалобы на боли в области желудка и бессонницу. В связи с тем, что больной был очень слаб, при лечении чжэнь проводили медленное равномерное вращение иглы вправо и влево с оставлением ее на 10 минут. После 3 процедур боли в желудке прекратились, улучшился сон и аппетит, наряду с этим наступило улучшение и общего состояния больного. Уколы' производили либо ежедневно, либо через день, вводя иглы в точки, расположенные в области живота, спины и на конечностях. Эти точки чередовались. Курс лечения продолжался около 20 дней. В течение первой недели уколы производили в точках цзу-сань-ли и других. После этого значительно улучшилось па-строепие. Лучший эффект был получен при чжэнь в точках вэй-шу, гэ-шу, чжун-гуан с последующим проведением цзю в этих точках. В дальнейшем в основном уколы повторялись в этих эффективных для больного точках. В результате проведенного лечения состояние больного значительно улучшилось.

    Теория бу-се, т. е. прибавления и отнятия, представляет известный исторический интерес, так как она является одной из старейших теорий чжэнь-цзютерапии, разработанной на основе богатейшего опыта.

    НАЗАД | INDEX | ВПЕРЕД