Древние врачи рассматривали сложный организм как единое целое, состоящее
в единстве и взаимодействии с окружающим миром. Наблюдая за явлениями в Небе,
на Земле и в человеческом теле, они старались выявить наиболее общие законы
природы и жизни, причины явлений и связи между различными явлениями, объяснить
суть происходящего и создать единую картину непрерывно изменяющегося мира.
Они установили, что: 1) изменения на Земле связаны с Луной и Солнцем (первопричина
перемен); 2) в природе и человеке имеется естественный ход вещей и явлений,
подчиненный Закону Ритма (общий принцип изменения всего сущего); 3) все явления
в Небе, на Земле и в человеке связаны между собой и образуют гармонию.
Так устроен мир, частью которого является человек. Существует единая система
Земля – Человек – Небо, в которой «тьма вещей» (все сущее, все, что есть в природе)
изменяется как «одно-единое» (единое целое).
К такому выводу люди пришли задолго до нашей эры. Они установили также, что:
1) жизнь образована силами тела, духа, Земли и Неба; 2) в теле человека все
взаимосвязано и взаимозависимо; 3) на человека влияет все, что его окружает.
Последнее означает: человеческий организм находится в постоянной связи с окружающим
миром. На него непрерывно влияют силы Земли и Неба.
Способы объяснения. Для объяснения сказанного выше, анализа закономерных
изменений, описания состояния организма, его внутренних взаимосвязей и взаимоотношений
с окружающим миром существуют таблицы соответствия (таблица 1
и др.), схематические изображения законов (рис. 6, 8,
9, 10), символы, наглядно отражающие суть ключевых
идей (рис. 5) и символические изображения (как на рис.
7), заключающие в себе основы теории и практики.
Все это – способы описания сложного, непрерывно изменяющегося мира и человека
в этом мире, логическая система объяснения сути природных явлений и принципов
восстановления истинной природы тела. Основой этой системы является понятие
«Инь-Ян».
Инь-Ян как закон и принцип. Понятие «Инь-Ян» относится
к категории «истинная суть вещей и явлений» и означает: закон взаимодействия
двух полярных начал, общий принцип изменения всего сущего.
В единой системе Земля – Человек – Небо все подчинено этому закону. В каноне
китайской медицины «Хуанди нэйцзин» сказано:
«Закон Инь-Ян - это правило в небесах и на земле, это сущность миллиона
разнообразных вещей, это родители всех процессов, это начало и сущность жизни
и смерти, источник знания и основа, которой необходимо следовать при лечении».
«В природе и человеке все изменяется так, как взаимодействуют между собой
Инь и Ян».
«Любое явление, движение и изменение в основе своей содержит принцип Инь-Ян».
О двух началах всего сущего. Все объекты, процессы
и явления можно рассматривать, исходя из концепции двух полярных начал (таблица
1), называемых обобщенно Инь и Ян.
В понятии «Инь-Ян» находит выражение тот простой факт, что все вещи и явления
имеют две противоположные, дополняющие друг друга стороны. Примерами этому являются
верх и низ, день и ночь, жара и холод, движение и покой и т. д. Верх, день,
солнечный свет, жара, огонь и движение имеют Ян-характер, а низ, ночь, дождь,
холод, вода, покой – Инь-характер.
Сами по себе Инь или Ян не являются каким-либо феноменом, они являются его
взаимосвязанными свойствами, характеристиками. В качестве полярных начал Инь
и Ян зависят друг от друга, один не мыслится без другого, не может без него
существовать.
Так, без верха не может быть низа, без лета – зимы, без дня – ночи, а без
сна – активности.
В «Хуанди нэйцзин» сказано: «Инь и Ян различаются лишь своими названиями.
В действительности же они составляют единое целое».
Учение о полярных началах всякой вещи и явления как единого целого является
логической основой теории и практики древней медицины, методом, позволяющим
восстанавливать гармонию жизненных процессов.
Таблица 1. Система соответствия Инь и Ян
Инь
Ян
Все тяжелое,
имеющее форму,
темное,
холодное,
пассивное,
стремящееся вниз
Все легкое,
бесформенное,
светлое,
горячее,
активное,
стремящееся вверх
полярные качества
вещей и явлений
вода
огонь
предельное выражение
полярных качеств
Земля
Небо
Земля
Небо
порождают жизнь и все сущее
Луна
Солнце
управляют земными переменами
ночь
новолуние
зима
день
полнолуние
лето
противоположные состояния
трех природных циклов
Тело
Дух
материальная и духовная основы жизни
Тело
Ци, Прана
телесная форма и Сила Жизни
органы
функции органов
горе, печаль, страх
гнев, злость, зависть
угнетение и возбуждение
охлаждающие
продукты
согревающие
продукты
по действию на человека
холод, влажность
жара, сухость, ветер
погодные факторы
Система анализа явлений. Все процессы, происходящие
в природе и в человеческом организме, традиционно рассматриваются, исходя из
концепции единства и взаимодействия характерных для них пар противоположных
по своему свойству и действию начал (сил, свойств, характеристик). Учение об
Инь и Ян объясняет взаимоотношения вещей и явлений с позиций движения и изменения,
рассматривает процессы в их развитии, описывает наиболее общие закономерности,
присущие различным явлениям.
Человек и Вселенная рассматриваются как единое целое, единый комплекс многочисленных
соответствий, которые устанавливаются по принципу Инь-Ян. В системе этих воззрений
человек является порождением Неба (Ян) и Земли (Инь), на него воздействуют силы
Солнца (Ян) и Луны (Инь), он пребывает в состоянии активности (Ян) или сна (Инь),
возбуждения (Ян) или печали (Инь).
В природе и в организме человека происходят определенные изменения в течение
суток, года, лунного месяца, которые обобщенно называются «то Инь, то Ян». Это
непрерывная смена состояний Инь (ночь, зима, новолуние) и Ян (день, лето, полнолуние),
изменение активности органов и общего состояния организма. Все это происходит
непрерывно и представляет собой Единое Целое, в котором множество процессов
изменяется по закону взаимодействия полярных начал:
«Инь порождает Ян, а Ян порождает Инь, вместе они образуют все, что есть
под Луной и Солнцем».
В этом утверждении кратко обозначены: 1) принцип взаимодействия Инь и Ян
– они порождают друг друга, возникают один из другого, существуют только как
единое целое; 2) представления о единстве всего сущего и общем принципе устройства
мира и человека.
Знак Великого предела. Чтобы образно и доступно объяснить
суть явлений, сложные взаимоотношения между человеком и окружающим миром, отразить
периодичность протекающих в организме человека и в природе процессов, целители
далекого прошлого использовали символические знаки и изображения. Символика
древних представляет собой отражение их представлений о мире и сущности жизни,
ее основных законах. Самым распространенным символическим знаком древней медицины
является китайская монада, показанная на рисунке 5.
Рис. 5. Монада
Монада является графическим изображением закона Инь-Ян – объективного закона
единства двух полярных начал. В одном круге, символизирующем единое целое, находятся
светлое – Ян, и темное – Инь. Способность к переходу их друг в друга (взаимопорождению)
показана точками – «зародышами» одного начала в другом.
Этот символический знак наглядно демонстрирует гармонию, единство, неразделимость
единого целого, которому присущи элементы противоположности, их взаимодействия
и взаимопроникновения. Круг – символ вечности, бесконечности, непрерывности.
Монада представляет собой образ мира, отражает идею его непрерывного закономерного
изменения, показывает «путь развития множества вещей и явлений, единство всего,
что есть в природе».
Согласно преданию, этот знак существует 7 тысяч лет и в нем заключены законы
природы, жизни, общества, боевых искусств, искусства долголетия, искусства врачевания,
суть природной гармонии, все открытые и еще неизвестные тайны мироздания. С
давних времен монада использовалась в медитативной практике для постижения сути
сложных явлений и основ различных искусств. Кратко о ней говорят:
«Инь и Ян - два начала целого».
«В любом явлении есть Инь и Ян. Они питают, порождают и непрерывно сменяют
друг друга».
«То Инь, то Ян. Это и есть Дао - путь развития самых разных вещей и явлений».
«Силы Инь-Ян лежат в основе всего сущего, управляя миром и жизнью человека».
Инь-Ян – это принцип устройства мира и общий закон изменения различных явлений.
Общий закон. Закон Инь-Ян, которому подчинены природные
явления и живые существа, не отражает какой-либо конкретный феномен, он является
методом и инструментом его познания. Этот метод применяется при исследовании
самых разнообразных взаимосвязей, явлений и взаимоотношений. Он позволяет приводить
к общему знаменателю разнородные внешние влияния на человека, оценивать их действие
на уровне целостного организма, исследовать циклические процессы.
Концепция Инь-Ян лежит в основе объяснения сути явлений и единства всего,
что есть в природе, выражает наиболее общие законы жизни (рис. 6, 7),
является основой лечебных методов и практики искусства долголетия.
О сути перемен. В каждом явлении есть 4 фазы изменения
Инь и Ян, показанные на рисунке 6. При переходе Инь в Ян, а Ян в Инь имеется
два состояния их максимального развития и два состояния равновесия. Общими для
многих процессов являются следующие закономерности.
Инь и Ян непрерывно изменяются: если отступает Ян, то увеличивается Инь,
а если отступает Инь, то происходит увеличение Ян. Так, если погода изменяется
от зимы к лету и становится все теплее – это отступление Инь и нарастание Ян.
Похолодание, нарастающее при переходе от лета к зиме – это отступление Ян и
увеличение Инь.
Полярные начала развиваются и сохраняют единство лишь во взаимосвязи друг
с другом: Ян питает Инь, а Инь питает Ян. Доходя в своем развитии до предела,
то или иное начало переходит в свою противоположность: предельное Ян порождает
Инь, а предельное Инь порождает Ян. Так день сменяется ночью, а на смену ночи
приходит день.
У человека в процессе активного бодрствования (состояние Ян) накапливается
усталость (нарастает Инь) и затем наступает сон (предельное Инь). Во время сна
силы постепенно восстанавливаются (зарождается Ян) и сон сменяется активностью.
Говорят: «Сон – основа бодрости».
В Инь всегда есть начало Ян, а в Ян – начало Инь, они дополняют и порождают
друг друга, существуя как целое. Это общее свойство множества процессов.
Естественная гармония жизни. Древняя медицина выделяет
многочисленные отношения в природе и в организме человека, соответствующие взаимоотношениям
между Инь и Ян, определяет здоровье как «гармоничное равновесие всех Инь и Ян,
образующих жизнь».
Понятие «гармоничное равновесие жизненных сил», «естественная гармония жизни»
традиционно объясняется в категориях «Инь-Ян», включает представления о единстве
человека и природы, о единых законах природы и жизни, среди которых главным
является закон Луны и Солнца – Закон Ритма (рис. 6).
В системе этих воззрений гармония – свойство природы и жизни, основа (основной
закон) природной и телесной гармонии – Закон Ритма, согласно которому изменяется
мир – все сущее под Луной и Солнцем.
В этом мире «множество вещей и явлений изменяется как Инь-Ян». Так в давние
времена определяли как глубинную суть жизни, так и суть циклических процессов
в природе и человеке. В практике искусства долголетия особое внимание уделяется
правилу «следовать Ритму во всем, что делает человек», «учитывать естественный
ход вещей и явлений» и это прямо связано с теорией Инь-Ян, с представлениями
о естественном пути (Дао) гармоничного развития природных процессов.
Путь Дао. Основоположник даосизма Лао-цзы (VI век
до нашей эры) так определял суть Дао и основную возможность продления жизни:
«То Инь, то Ян. Это и есть Дао».
«Совершенномудрый человек опирается на естественный ход событий. Он не
делает ничего, что противоречит закону Дао».
Совершенномудрыми в давние времена называли людей, которым удалось постичь
глубинные тайны природы и жизни, истинный смысл происходящего, понять суть вещей
и явлений, закон Дао.
Закон Дао – это закон единства всего сущего, непрерывно изменяющегося и образующего
гармонию, это наиболее общий закон природы и жизни, суть которого отражает монада
(рис. 5), наглядно представляет схема трех природных циклов
(рис. 6). Дао переводится как Путь и означает: Путь развития
множества вещей и явлений, способ (принцип) существования Вселенной.
Дао – это «организующее начало, управляющее потоком перемен», это «беспредельность,
порождающая все вещи и явления», это «закон всех законов». Так кратко определяется
Дао, которое есть «ничто и все, творящее все вещи» – творческое природное начало,
содержащее в себе начала Инь и Ян, создающее из множества вещей порядок и гармонию
Единого Целого.